Психокоррекционный занятия УО

Огибенина
Татьяна
Викторовна

Подписано
цифровой подписью:
Огибенина Татьяна
Викторовна

Приложение № 3.17 к адаптированной основной
образовательной программе для детей с умственной отсталостью

Рабочая программа учебного предмета
«Психокоррекционные занятия»
5 – 9 класс

1. Планируемые результаты
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
испытывать чувство гордости за свою страну
Личностные учебные действия:
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам
их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях соКоммуникативные
циального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых)
учебные действия:
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
2

Регулятивные учебные действия:

Познавательные
учебные действия

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств
их осуществления
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности
в соответствии с индивидуальными возможностями
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи
и отношения между объектами и процессами.

Планируемый результат:
- Повышение продуктивности внимания;
- Развитие памяти;
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками
занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Овладение методам саморегуляции;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
Обучающиеся должны уметь:
- признавать собственные ошибки;
- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах
- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
- знать об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- уметь отстаивать свое мнение;
- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.

3

2. Содержание коррекционного курса
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры
приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение результатов
домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах
своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с
целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных
форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам,
умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии
пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не
случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня
развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности.
Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и
очень часто сопровождаются процессом рисования.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным
моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании
внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». На групповом занятии
каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать
различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры;
- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
4

- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью степени включает
4 основных блока:
1.
Развитие и коррекция познавательной сферы:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения и обобщения; - расширение словарного запаса.
2. Самопознание. Что я знаю о себе:
- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело,
свой внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольнооценочными действиями;
3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа
«Я».
4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от
поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
- понятие группового давления и принятие собственного решения; - формирование
навыков выражения и отстаивания собственного мнения;
- поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
- понятие насилия и права защищать свои границы;
- формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя;
- понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций; - коррекция агрессивности обучающихся.
5

1. Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий
2. Развитие и коррекция познавательной сферы
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения
внимания. Усиление концентрации и
устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.
3. Самопознание
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.
4. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков Общение в жизни
человека. Барьеры общения.
Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.
5. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового
давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.
3. Тематическое планирование
5-9 классы
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Раздел

Тема урока

Входная
диагностика познавательных
процессов

Входная диагностика познавательных процессов Определение уровня сформированности познавательных процессов
Определение уровня сформированности коммуникативных навыков
Определение уровня сформированности эмоциональноволевой сферы
Коррекция и развитие объема внимания и наблюдательности
Коррекция и развитие объема
Развитие и внимания и наблюдательности
коррекция Развитие уровня распределения
познава- внимания
Развитие концентрации и устойчивости внимания
тельной
сферы
Развитие концентрации и устойчивости внимания
Развитие концентрации и устойчивости внимания
Тренировка переключения внимания
Тренировка переключения внимания
6

Кол-во час
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Самопознание. Что я
знаю о себе

Развитие
коммуникативных навыков. Я и
другие

Развитие слуховой памяти
Развитие слуховой памяти
Развитие зрительной памяти
Развитие зрительной памяти
Развитие ассоциативной памяти
Развитие мыслительных навыков: классификация
Развитие мыслительных навыков: классификация
Развитие мыслительных навыков: классификация
Развитие мыслительных навыков:
обобщение
Развитие мыслительных навыков:
обобщение
Развитие мыслительных навыков:
обобщение
Развитие мыслительных навыков:
обобщение
Развитие мыслительных навыков:
обобщение
Причинно-следственные отношения
Причинно-следственные отношения Зачем нужно знать
себя?
Мое тело
Мое тело
Мой волшебный мир
Самоценность
Самоценность
Мои достижения
Мои достижения
Буду делать хорошо и не буду плохо
Буду делать хорошо и не буду плохо
Взаимодействие
Взаимодействие
Как мы видим друг друга
Как мы видим друг друга
Как мы видим друг друга
Я глазами других
Я глазами других
Я глазами других
Дружба начинается с улыбки
Дружба начинается с улыбки
Дружба начинается с улыбки
Разговор взглядов. Пойми меня
Разговор взглядов. Пойми меня
Умеем ли мы вежливо общаться?
Умеем ли мы вежливо общаться?
Умеем ли мы вежливо общаться?
Поведение в общественных местах
Поведение в общественных местах
Урок мудрости
(уважение к старшим)
7

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Урок мудрости
(уважение к старшим)
Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции
Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции
Чувства и поступки
Чувства и поступки
Стресс
Стресс
Почему некоторые привычки бывают вредными
Умей выбирать
Я отвечаю за свое решение
Хозяин своего «Я»
Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях
Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях
Надо ли уметь сдерживать себя?
Психологический практикум
Психологический практикум

8

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».