Русский язык УО

Огибенина
Татьяна
Викторовна

Подписано цифровой
подписью: Огибенина
Татьяна Викторовна

Приложение № 3.1 к адаптированной основной
образовательной программе для детей с умственной отсталостью

Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
5 – 9 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Минимальный уровень:
 знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
 разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
 образование слов с новым значением с опорой на образец;
 представления о грамматических разрядах слов;
 различение изученных частей речи по вопросу и значению;
 использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
 составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
 установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
 нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с
помощью учителя);
 нахождение в тексте однородных членов предложения;
 различение предложений, разных по интонации;
 нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью
учителя);
 участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для
раскрытия его темы и основной мысли;
 выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
 оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
 письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения
(отработки) всех компонентов текста;
 составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
 знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
 разбор слова по составу с использованием опорных схем;
 образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным
признакам;
 определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
 нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи
(под руководством учителя);
 пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

2

 составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
 установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
 нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием
опорных схем;
 составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
 составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
 различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
 отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
 отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
 выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
 оформление всех видов изученных деловых бумаг;
 письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
 письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать
чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения
литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать
разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать
доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели
и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в
процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана3

лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической
деятельности
в
соответствии
с
индивидуальными
возможностями;использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому языку являются:
1)
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2)
усвоение основ научных знаний о родном языке;
3) освоение базовых понятий лингвистики: речевое общение, речь устная и письменная; разговорная речь; текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4) овладение основными ресурсами лексики русского языка, основными нормами
русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки учащихся, усваивающих программный материал на
базовом уровне
Учащиеся к концу 5 класса должны уметь:
 различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
 подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
 проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
 обозначать мягкость согласной буквой Ь;
 разбирать слово по составу;
 выделять имя существительное как часть речи;
 строить простое распространенное предложение;
 связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
 пользоваться школьным орфографическим словарем
Обучающиеся должны знать:
 алфавит;
 способ проверки написания гласных и согласных (путѐм изменения формы слова)
Учащиеся к концу 6 класса должны уметь:
 правильно обозначать звуки буквами при письме;
 подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
 проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
 разбирать слова по составу;
 выделять имена существительное и прилагательное как части речи;
 строить простое распространенное предложение с однородными членами;
4

 связно высказываться устно и письменно (по плану);
 пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
 способы проверки написания гласных и согласных в корне слова(путем подбора из
группы однокоренных слов)
Учащиеся к концу 7 класса должны уметь:
 писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
 разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
 различать части речи;
 строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
 писать изложение и сочинение по опоре;
 оформлять деловые бумаги
 пользоваться школьным орфографическим словарем.
Обучающиеся должны знать:
 главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
 название частей речи, их значение;
 наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся к концу 8 класса должны уметь:
 писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
 разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;  различать части речи;
 строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
 писать изложение и сочинение по опоре;
 оформлять деловые бумаги;
 пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
 части речи;
 наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся к концу 9 класса должны уметь:
 писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;
 оформлять все виды деловых бумаг;
 пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
 части речи, использование их в речи;
 наиболее распространенные правила правописания слов

5

2. Содержание учебного предмета
Грамматика, правописание и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и,
ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости,
звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов.
Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова:
образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне
слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и
предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение,
наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание
мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число
имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном
или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение
существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных
единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа
имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование
имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном
и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и
числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных
личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и
множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.

6

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение
местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные
и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте
с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки
препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь.
Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа
с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ
текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно
составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и
деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Содержание программы по русскому языку в 5 классе.
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь
слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы.
7

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение
мягкости согласных буквами ь, е, ѐ, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание
парных согласных на конце слов. Буквы е, ѐ, я на конце слова и после гласных. Гласные
ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы
слова. Алфавит.
Слово.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Части слова. Упражнения в образовании
слов. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный Ъ.
Части речи.
Общее понятие о частях речи: существительное, прилагательное, глагол. Умение различать их по вопросам и значению.
Имя существительное.
Понятие об имени существительном. Собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные имена существительные.
Изменение существительных по числам. Род имен существительных, умение его различать.
Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода.
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о склонении имен существительных. Падежные окончания имен существительных. Упражнения в одновременном склонении существительных, относящихся к разным склонениям.
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь.
Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного материала.
Заполнение дневника учащимися. Работа с деформированным текстом. Изложение по
предложенному учителем плану.
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, по серии картин, по материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем.
Деловое письмо: адрес на открытке и на конверте, поздравительная открытка, письмо
родителям.
Составление предложений и текстов краеведческого содержания.
Повторение пройденного за год.
Содержание программы по русскому языку в 6 классе.
Повторение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных членах.
8

Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным Ь. Двойные и непроизносимые
согласные.
Слово.
Состав слова.
Однокоренные слова. Части слова. Образование слов.Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые написания в
корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный Ъ. Правописание приставок с О и А, приставка ПЕРЕ-, единообразное написание приставок на согласные (С-,В-,НАД-,ПОД-,ОТ-)
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические категории : род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе.
Склонение имен существительных во множественном числе. Падежные окончания.
Правописание родительного падежа сущ. Женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с существительными, употребляемыми только в единственном или только во
множественном числе.
Имя прилагательное.
Понятие об имени прилагательном. Значение прилагательного в речи. Умение различать род, число и падеж прилагательного по соответствующим признакам существительного и согласовывать эти части речи.Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение.
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.Члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И, с
союзами А,НО. Знаки препинания при однородных членах.Сложное предложение. Сложные предложения с союзами И,А,НО. Знаки препинания перед союзами. Практическое
употребление обращения. Знаки препинания при обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Связная речь.
Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного материала.
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес»,
«Летом на реке», «Лес осенью»)
Сочинение по коллективно составленному плану на материале личных наблюдений.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету, объявление.
Составление предложений и текстов краеведческого содержания.
9

Повторение пройденного за год.
Содержание программы по русскому языку в 7 классе.
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Простые
предложения. Однородные члены предложения. Связь слов в предложении. Главные и
второстепенные члены предложения. Звуки и буквы.
Слово.
Правописание безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных.
Глагол как часть речи, грамматические признаки и правописание глаголов. Местоимение
как часть речи. Склонение личных местоимений.
Предложение.
Простые и сложные предложения. Однородные члены предложения. Связь слов в
предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Связная речь.
Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного материала. Работа с деформированным текстом.
Изложение по коллективно составленному плану.
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, по серии картин, по материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем.
Деловое письмо: объяснительная записка, телеграмма, заявление.
Составление предложений и текстов краеведческого содержания.
Повторение пройденного за год.
Содержание программы по русскому языку в 8 классе.
Повторение.
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простои м сложном
предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с
союзами И, А, НО и без союзов.
Слово.
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с «о» и «а», приставка пере-, единообразное написание
приставок на согласные вне зависимости от произношения. Сложные слова. Образование
сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Имя
существительное.
Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен
существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя
прилагательное.
10

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ИЙ, ЬЯ, -ЬЕ, их склонение и правописание.
Личные местоимения.
Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3 лица единственного числа.
Глагол.
Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ТЬ, -ЧЬ, -ТИ.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний I и II спряжений (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ТЬСЯ, ТСЯ. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение.
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными
членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами И, А, НО со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому
что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь.
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге. Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в
школьных мероприятиях, о производственной практике, выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.),
автобиография, анкета, доверенность, расписка. Составление предложений и текстов
краеведческого содержания.
Повторение пройденного за год.
Содержание программы по русскому языку в 9 классе.
Повторение.
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение.. Сложное предложение с союзами И, А, НО, со словами который, когда, где, что,
чтобы, потому что.
11

Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой Ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ѐ, я, ю в начале слова. Разделительные Ь и Ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово.
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-). Сложные слова. Образование
сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных.
Сложносокращенные слова.
Имя существительное.
Роль существительного в речи. Основные грамматические категории существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые
имена существительные.
Имя прилагательное.
Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем
существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения.
Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол.
Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.
Повелительная форма глагола. Правописание
глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа. Частица НЕ с глаголами.
Имя числительное.
Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 от 80, от 500 до 900; 4; 200, 300,
400; 40, 90, 100.
Наречие.
Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с О и А на конце.
Части речи. Существительное, прилагательное, глагол, числительное, наречие,
предлог. Употребление в речи.
Предложение.
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами И, А, НО и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания
в предложении. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь. Изложение. Сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг. Деловое
12

письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка. Составление предложений
и текстов краеведческого содержания. Повторение пройденного за год.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся.
5 класс
№
Раздел
Кол-во часов
Тема урока
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Повторение.
Предложение

1
1
1
1
1
1

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Звуки и буквы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Состав слова.

25.

1

26.

1

27.

1

28.

1

29.

1

30.
31.
32.
33.

1
1
1
1

34.

1

35.
36.
37.

1
1
1

Предложение. Распространение предложений.
Распространение предложений.
Связь слов в предложении.
Главные и второстепенные члены предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения
Звуки гласные и согласные.
Звуки гласные и согласные.
Согласные твёрдые и мягкие.
Согласные твёрдые и мягкие.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание звонких и глухих согласных.
Гласные ударные и безударные.
Гласные ударные и безударные.
Упражнения на закрепление.
Диктант по теме "Повторение".
Работа над ошибками.
Корень и однокоренные слова.
Корень и однокоренные слова.
Окончание.
Окончание.
Приставка. Правописание приставок.
Приставка. Правописание приставок.
Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и
приставки.
Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и
приставки.
Безударные гласные в корне слова. Сравнение их с
ударными гласными.
Безударные гласные в корне слова. Сравнение их с
ударными гласными.
Проверка безударных гласных путём изменения формы
слова.
Проверка безударных гласных путём изменения формы
слова.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Работа с текстом. Ответы на вопросы.
Парные согласные в корне слова. Проверка парных согласных.
Парные согласные в корне слова. Проверка парных согласных.
Диктант по теме "Состав слова".
Работа над ошибками.
Правописание парных согласных в корне слова.
13

38.

1

39.
40.
41.
42.
43.
44.

1
1
1
1
1
1

45.

1

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

1
1
1
1
1
1
1
1

Имя существительное.

54.

1

55.
56.

1
1

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.

1
1
1
1
1
1
1
1

65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

74.

1

75.
76.
77.
78.
79.
80.

1
1
1
1
1
1

81.

1

82.

1

Правописание парных согласных в корне слова. Словарный диктант.
Способы проверки парных согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Приставка и предлог. Правописание приставок.
Приставка и предлог. Правописание приставок.
Разделительный ъ после приставок. Правописание слов
с ъ.
Разделительный ъ после приставок. Правописание слов
с ъ.
Упражнения на закрепление. Деление текста на части.
Диктант по теме "Состав слова".
Работа над ошибками.
Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Упражнения в определении частей речи.
Упражнения в определении частей речи.
Упражнения в определении частей речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Имена собственные и нарицательные.
Имена собственные и нарицательные. Словарный диктант.
Изменение имён существительных по числам.
Изменение имён существительных по числам.
Род имен существительных.
Упражнения в определении рода существительных.
Контрольный диктант .
Работа над ошибками.
Упражнения на закрепление.
Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце.
Закрепление правописания имён существительных.
Изменение имен существительных по падежам.
Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
Практикум по теме «Изменения имен существительных
по падежам»
Диктант по теме «Изменение имен существительных по
падежам»
Развитие речи. Изложение «Обида»
Понятие о 1-м склонении существительных.
Понятие о 2-м склонении существительных.
Понятие о 3-м склонении существительных.
Практикум "Существительные 1,2,3 склонения".
Развитие речи. Составление рассказа по опорным словам
Первое склонение имен существительных в единственном числе.
Единообразное написание ударных и безударных окон14

83.

1

84.

1

85.

1

86.
87.

1
1

88.

1

89.

1

90.

1

91.

1

92.

1

93.

1

94.
95.

1
1

96.

1

97.

1

98.

1

99.

1

100.

1

101.

1

102.

1

103.

1

104.

1

105.

1

106.

1

107.
108.

1
1

109.

1

110.

1

111.

1

чаний существительных 1-го склонения.
Окончания- а, -я в именительном падеже у существительных 1-го склонения
Окончания –ы , -и в родительном падеже у существительных 1-го склонения..
Окончание-е в дательном падеже у существительных 1го склонения.
Развитие речи. Изложение по предложенному плану
Окончания - у, - ю в винительном падеже у существительных 1-го склонения.
Окончания - ей, - ой в творительном падеже у существительных 1-го склонения.
Окончание – е в предложном падеже у существительных 1-го склонения.
Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.
Диктант по теме «Первое склонение имен существительных в единственном числе»
Обобщение по теме «Первое склонение имен существительных 1-го склонения в единственном числе»
Развитие речи. Составление предложений и рассказа по
рисункам и вопросам.
Деловое письмо: поздравительная открытка.
Второе склонение имен существительных в единственном числе.
Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения.
Именительный падеж имен существительных 2-го
склонения.
Окончания – а ,- я в родительном падеже у существительных 2-го склонения.
Окончания – у, - ю в дательном падеже у существительных 2-го склонения.
Винительный падеж имен существительных 2-го склонения.
Окончания – ом , -ем в творительном падеже у имен
существительных 2-го склонения.
Окончание – е в предложном падеже у имен существительных 2-го склонения.
Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.
Диктант по теме «Второе склонение имен существительных в единственном числе».
Обобщение по теме «2-е склонение имен существительных в единственном числе».
Развитие речи. Изложение текста по вопросам «Божья
коровка»
Деловое письмо : письмо родителям.
Третье склонение имен существительных в единственном числе.
Правописание падежных окончаний существительных
3-го склонения.
Именительный падеж имен существительных 3-го
склонения.
Окончание – и в родительном ,дательном и предложном падежах у существительных 3-го склонения в
единственном числе.
15

112.

1

113.

1

114.

1

115.

1

116.

1

117.

1

118.

1

119.

1

120.
121.
122.

1
1
1

123.
124.

1
1

125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

134.
135.
136.

1
1
1

137.
138.
139.

1
1
1

140.

1

№
Раздел
урока
1.
Повторение.
Предложение
2.
3.
4.

5.
6.

Звуки и буквы

Кол-во
часов
1
1
1
1

1
1

Винительный падеж имен существительных 3-го склонения.
Окончание – ью в творительном падеже у имен существительных 3-го склонения в единственном числе.
Развитие речи. Составление рассказа «Лекарство от
кашля» по опорным словам.
Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения.
Склонение имен существительных, относящихся к различным склонениям.
Диктант по теме «3-е склонение имен существительных
в единственном числе».
Обобщение по теме «3-е склонение имен существительных в единственном числе»
Развитие речи .Составление рассказа «Наводнение»по
картине А.Н.Комарова.
Главные и второстепенные члены предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения.
Однородные подлежащие , сказуемое ,второстепенные
члены.
Перечисление без союзов и с одиночным союзом и
Знаки препинания при однородных членах
Развитие речи. Изложение «Застежки для одежды».
Закрепление по теме «Предложение»
Диктант по теме «Предложение»
Обобщение по теме «Предложение».
Корень, приставка, суффикс, окончание.
Развитие речи. Изложение «Ночь».
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Правописание приставок и предлогов.
1, 2, 3 склонение имен существительных.
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами
Годовая проверочная работа.
Работа над ошибками.
Развитие речи. Составление рассказа по плану по репродукции картины С.А.Григорьева «Вратарь»
Урок- викторина

6 класс
Тема урока
Предложение. Связь слов в предложении
Главные и второстепенные члены предложения
Распространенные и нераспространенные предложения
Однородные члены предложения. Знаки препинания при
однородных членах предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.
Звуки гласные и согласные. Правописание безударных
гласных
Правописание безударных гласных, звонких и глухих со16

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Слово.
Состав слова.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17.

1

18.

1

19.
20.

1
1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31.

1

32.
33.
34.
35.
36.

1
1
1
1
1

37.
38.
39.
40.
41.
42.

1
1
1
1
1
1

Имя существительное

43.

1

44.

1

45.

1

гласных
Разделительный мягкий знак
Правописание двойных и непроизносимых согласных
Однокоренные слова
Корень, приставка, суффикс и окончание
Приставка – значимая часть слова
Суффикс – значимая часть слова
Упражнения в словообразовании
Окончание – изменяемая часть слова
Состав слова: корень, приставка, суффикс и окончание
Упражнения в разборе слов по составу. Самостоятельная
работа
Правописание проверяемых безударных гласных в корне
слова
Подбор проверочных слов к словам с проверяемыми гласными в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Упражнения в правописание парных согласных в корне
слова
Непроизносимые согласные в корне слова
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова
Упражнения на закрепление знаний о составе слова.
Проверочная работа
Работа над ошибками
Приставка и предлог
Правописание приставок и предлогов
Разделительный твердый знак
Правописание разделительного твердого знака в приставках
Упражнения в правописании разделительных Ъ и Ь знаков. Самостоятельная работа
Правописание гласных в приставках
Упражнения в правописании гласных в корне слова
Закрепление пройденного по теме «Состав слова»
Самостоятельная работа по теме «Состав слова»
Значение имени существительного в речи. Основные
грамматические признаки имени существительного
Имена существительные собственные и нарицательные
Род имен существительных
Склонение имен существительных в единственном числе
Три склонения имен существительных
Падеж имен существительных
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа I склонения
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа II склонения
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа III склонения
Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. Самостоятельная работа
17

46.
47.

1
1

48.

1

49.

1

50.

1

51.

1

52.
53.
54.

1
1
1

55.

1

56.

1

57.
58.
59.
60.
61.

1
1
1
1
1

62.
63.

1
1

Имя прилагательное

64.

1

65.

1

66.
67.
68.
69.

1
1
1
1

70.
71.

1
1

72.

1

73.
74.

1
1

75.

1

76.

1

77.

1

78.

1

Множественное число имен существительных
Родительный падеж имен существительных множественного числа
Дательный падеж имен существительных множественного
числа
Творительный падеж имен существительных множественного числа
Предложный падеж имен существительных множественного числа
Правописание имен существительных в родительном падеже множественного числа с шипящими на конце
Самостоятельная работа по теме «Имя существительное»
Самостоятельная работа по теме «Имя существительное»
Имена существительные, употребляемые только в единственном числе
Имена существительные, употребляемые только во множественном числе
Закрепление изученного по теме «Склонение имен существительных».
Проверочная работа
Работа над ошибками по итогам диктанта
Обобщение по теме «Имя существительное»
Изложение «Мороз».
Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи
Связь имени прилагательного с именем существительным
Распространение предложений с помощью имен прилагательных
Основные грамматические признаки имени прилагательного
Род имен прилагательных.
Изменение прилагательных по родам
Мужской род имени прилагательного
Женский род имени прилагательного
Средний род имени прилагательного
Правописание безударных окончаний имен прилагательных
Изменение имен прилагательных по числам
Безударные окончания имен прилагательных среднего рода и множественного числа
Правописание окончаний имен прилагательных среднего
рода и множественного числа
Склонение имен прилагательных в единственном числе
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода
Именительный и винительный падежи имен прилагательных
Родительный падеж имен прилагательных мужского и
среднего рода
Безударные окончания имен прилагательных мужского и
среднего рода
Упражнения в правописании безударных окончаний имен
18

79.

1

80.

1

81.

1

82.

1

83.

1

84.

1

85.

1

86.

1

87.

1

88.
89.
90.
91.

1
1
1
1

92.

1

93.
94.

1
1

95.
96.

1
1

97.
98.
99.
100.
101.

1
1
1
1
1

102.

1

103.

1

104.

1

105.

1

106.

1

107.

1

прилагательных в родительном падеже
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
Упражнения в правописании безударных окончаний имен
прилагательных в дательном падеже
Творительный падеж имен прилагательных мужского и
среднего рода
Упражнения в правописании безударных окончаний имен
прилагательных в творительном падеже. Самостоятельная
работа
Работа с деформированным текстом. Составление предложений из данных слов
Упражнения в правописании окончаний имен прилагательных в родительном, дательном и творительном падежах
Предложный падеж имен прилагательных мужского и
среднего рода
Упражнения в правописании безударных окончаний имен
прилагательных в предложном падеже
Упражнения в правописании окончаний имен прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах
Составление рассказа по данному плану
Составление рассказа по данному плану
Склонение имен прилагательных женского рода
Родительный, дательный, предложный и творительный
падеж имен прилагательных женского рода
Правописание окончаний имен прилагательных женского
рода после шипящих
Упражнения в составлении словосочетаний с предлогами
Упражнения в правописании окончаний имен прилагательных женского рода
Винительный падеж имен прилагательных женского рода
Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода. Самостоятельная работа
Подготовка к проверочной работе
Проверочная работа по теме: "Имя прилагательное"
Проверочная работа по теме: "Имя прилагательное"
Работа над ошибками
Правописание окончаний имен прилагательных женского
рода
Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода
Правописание безударных окончаний имен прилагательных
Подбор подходящих по смыслу имен прилагательных
женского рода в тексте
Правописание безударных окончаний имен прилагательных
Описание картины И. Левитана «Март», используя ответы
на вопросы
Склонение имен прилагательных во множественном числе
19

108.
109.
110.

1
1
1

111.
112.
113.
114.
115.

1
1
1
1
1

116.

1

117.

1

118.
119.
120.

1
1
1

Предложение

121.
122.
123.
124.
125.
126.

1
1
1
1
1
1

127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Повторение

Родительный и предложный падежи имен прилагательных
Дательный и творительный падежи имен прилагательных
Упражнения в правописании имен прилагательных. Закрепление знаний о правописании имен прилагательных
Подготовка к контрольной работе
Итоговая контрольная работа (годовая)
Работа над ошибками
Безударные окончания имен прилагательных
Упражнения в правописании имен прилагательных с безударными окончаниями
Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Самостоятельная работа
Описание картины В. Васнецова «Иван Царевич на Сером
Волке».
Простое предложение
Однородные члены предложения.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве
однородных членов
Перечисление без союзов, с одиночным союзом и
Союзы а, но в предложении с однородными членами
Знаки препинания при однородных членах предложения
Правописание предложений с однородными членами.
Сложное предложение
Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами
Знаки препинания в сложном предложении
Отличие простых и сложных предложений
Обращение
Написание предложений с обращениями
Правописание орфограмм в корне слова.
Проверочная работа
Работа над ошибками
Безударные окончания имен прилагательных
Состав слова
Части речи
Предложение. Связь слов в предложении.
Сложное предложение.
Урок- игра. Части речи.
Резерв
7 класс

№
1
2
3
4
5
6
7

Раздел
Повторение

Тема урока
Повторение. Простое предложение.
Повторение. Второстепенные члены предложения.
Знаки препинания в простом предложении.
Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения.
РР Сочинение
«Золотая осень».
Однородные члены предложения.
20

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Морфемика

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

47

Имя существительное

Сложное предложение.
Синтаксический разбор предложения.
Проверочная работа
по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Морфемика. Состав слова.
Состав слова.
Правописание проверяемых безударных гласных.
Правописание непроверяемых безударных гласных.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1
1
1

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Правописание гласных в приставках.
Правописание согласных в приставках.
Употребление разделительных Ъ и Ь.
Употребление разделительных Ъ и Ь.
Правописание предлогов.
Правописание приставок и предлогов.
Сложные слова, их написание.
Сложные слова, их написание.
РР Сочинение по картине.
РР Написание сочинения.
Диктант по теме «Морфемика и орфография».
Анализ диктанта.
Работа над ошибками.
Имя существительное как часть речи.
Морфологические признаки имени существительного.
Правописание имен существительных
1 склонения.
Правописание имен существительных
2 склонения.
Правописание имен существительных
3 склонения.
Склонение имен существительных во множественном
числе.
Контрольное списывание по теме «Склонение имен существительных».
Местоимение как часть речи.
Синтаксическая роль местоимений.
Личные местоимения 1 лица.
Личные местоимения 2 лица.
Личные местоимения 3 лица.
Склонение и правописание личных местоимений во мн. ч.
РР
Сочинение-рассказ с использованием местоимений.
РР
Сочинение-описание по картине В.Перова «Охотники на
привале».
РР Написание сочинения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

71
72
73

Имя прилагательное как часть речи.
Имя прилагательное как часть речи. Морфологические
признаки имени прилагательного.
Склонение имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных. Согласование с существительным.
Обобщение по теме «Согласование имени прилагательного с именем существительным».
Склонение имен прилагательных во мн.ч.
Склонение имен прилагательных во мн.ч. Падежные
окончания имен прилагательных.
РР
Сочинение «Времена года».
РР
Написание сочинения.
Синтаксическая роль имен прилагательных.
Роль имен прилагательных в тексте.
Диктант по теме
«Имя прилагательное».
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
Текст. Составление рассказа по фотографии.
РР
Составление заметки в газету.
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова.
Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола.
Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль
глагола.
Основные глагольные формы. Изменение глагола по временам.
Формы глагола в настоящем времени.
Формы глагола в прошедшем времени.
РР
Употребление форм глагола.
Написание НЕ с глаголами.
Написание НЕ с глаголами.
Написание НЕ с глаголами.

74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84

Изменение глагола по лицам и числам.
Правописание окончаний глаголов 1,2,3 лица ед.ч.
Правописание окончаний глаголов во мн.ч.
Правописание личных окончаний глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов.
Глагол в тексте.
Глагол в тексте.
Обобщение по теме «Глагол».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

85

Диктант по теме «Глагол».

1

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Глагол

22

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

86
87

88
89
90
91
92
93

Предложение

94

95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128

Повторение

Анализ диктанта. Работа над ошибками.
РР
Сочинение по картине В.М.Васнецова
«Поле побоища Игоря Святославича».
РР
Работа над сочинением.
РР
Что значит редактирование текста?
Простое предложение.
Простое предложение с однородными членами.
Сочинительные союзы при однородных членах.
Употребление в речи предложений с однородными членами.
РР
Сочинение-описание картины с использованием однородных членов.
РР
Написание сочинения.
Обобщение по теме «Простое предложение».
Диктант по теме «Простое предложение».
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
Сложное предложение.
Части сложного предложения.
Союзы, соединяющие части сложного предложения.
РР Употребление в речи сложных предложений.
РР Изложение текста художественного стиля.
РР Написание изложения.
Синтаксический разбор сложного предложения.
Синтаксический разбор сложного предложения.
Обращение. Роль обращения в тексте.
Построение предложений с обращением.
Знаки препинания при обращении.
Знаки препинания при обращении.
РР Использование обращений в речи.
РР «Пишем объявление».
РР «Что мы знаем о предложении».
РР «Что мы знаем о тексте».
Диктант по теме «Сложное предложение».
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
РР Изложение текста художественного стиля.
РР Написание изложения.
РР Сочинение по картине «Весна в нашем лесу».
РР Написание сочинения.
Повторение. Фонетика.
Повторение. Лексика.
Повторение. Словообразование и орфография.
Повторение. Правописание безударных гласных.
Повторение. Правописание согласных в корне слова.
Повторение. Правописание разделительных Ъ и Ь.
Повторение. Правописание имен существительных.
Повторение. Правописание имен существительных.
23

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

Повторение. Правописание имен прилагательных.
Контрольное списывание по теме «Правописание частей
речи».
Повторение. Правописание глаголов.
Повторение. Знаки препинания.
Повторение. Текст.
Обобщение курса 7 класса.
Годовой контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Повторение. Правописание имен существительных.
Повторение. Правописание имен существительных.
Повторение. Правописание имен прилагательных.
Урок занимательной грамматики.

129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
1
2.
3.

Раздел
1. №

Кол-во часов

Тема

Повторение.

1
1
1

Понятие о предложении.
Главные члены предложения.
Предложение простое и сложное; сложное предложение с союзами и, а, но, и без союзов.
Предложение простое и сложное; сложное предложение с союзами и, а, но, и без союзов.
Простое предложение с однородными членами. Объяснительная
записка
Простое предложение с однородными членами. Объяснительная
записка
Однокоренные слова.
Однокоренные слова.
Однокоренные слова.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Гласные и согласные в приставках.
Гласные и согласные в приставках.
Гласные и согласные в приставках.
Приставка и предлог.
Приставка и предлог
Приставка и предлог.
Диктант.
Сложные слова.
Сложные слова.
Автобиография.
Автобиография.

4.

1

5.

1

6.

1

7. Состав слова.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24

29.
30.
31. Части речи.
32. Имя сущест33. вительное.
34.
35.
36.

1
1
1
1
1
1
1
1

37.

1

38.

1

39.

1

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49. Имя прилагательное.
50.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

51.
52.
53.

1
1
1

54.

1

55.
56.
57.
58.
59.

1
1
1
1
1

60.

1

61.
62.
63.
64. Личные ме65. стоимения.
66.
67.

1
1
1
1
1
1
1

1

Р/Р Сочинение.
Р/Р Сочинение.
Имя существительное как часть речи.
Существительные собственные и нарицательные.
Существительные собственные и нарицательные.
Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных в единственном числе.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Правописание падежных окончаний имен существительных во
множественном числе.
Правописание падежных окончаний имен существительных во
множественном числе.
Имена существительные с шипящей на конце.
Имена существительные с шипящей на конце.
Несклоняемые имена существительные.
Несклоняемые имена существительные.
Диктант. Работа над ошибками.
Диктант. Работа над ошибками.
Закрепление пройденного.
Закрепление пройденного.
Закрепление пройденного.
Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными.
Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными.
Родовые окончания прилагательных.
Родовые окончания прилагательных.
Безударные окончания прилагательных после шипящих ж, ш, ч,
щ.
Безударные окончания прилагательных после шипящих ж, ш, ч,
щ.
Безударные окончания прилагательных.
Безударные окончания прилагательных.
Имена прилагательные на – ье, -ья,- ий,- ьи.
Имена прилагательные на – ье, -ья,- ий,- ьи.
Склонение прилагательных среднего рода и мужского рода на –
ий, -ье.
Склонение прилагательных среднего рода и мужского рода на –
ий, -ье.
Склонение прилагательных во множественном числе на – ьи
Склонение прилагательных во множественном числе на – ьи
Урок закрепления.
Личное местоимение как часть речи.
Личное местоимение как часть речи.
Лицо и число местоимений
Лицо и число местоимений
25

68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

77.

1

78.
79.
80.
81.
82.
83.
84. Глагол.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102. Склонение
103. глаголов
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Местоимения третьего лица единственного числа.
Местоимения третьего лица единственного числа.
Склонение местоимений 1 лица
Склонение местоимений 1 лица
Склонение местоимений 2 лица
Склонение местоимений 2 лица
Склонение местоимений 3 лица.
Склонение местоимений 2 лица
Личные местоимения 1,2,3 склонения в единственном и множественном числе.
Личные местоимения 1,2,3 склонения в единственном и множественном числе.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Диктант с грамматическим заданием.
Р/р Изложение по тексту.
Р/р Изложение по тексту.
Р/р Изложение по тексту.
Глагол как часть речи.
Глагол как часть речи.
НЕ с глаголами.
НЕ с глаголами.
Правописание шипящих на конце слова.
Диктант с грамматическим заданием.
Р/р Изложение.
Р/р Изложение.
Изменение глаголов по временам.
Прошедшее время глагола.
Правописание НЕ с глаголами.
Изменение глаголов по лицам и числам
Изменение глаголов по лицам и числам
Правописание глаголов 2 лица единственного числа.
Правописание глаголов 2 лица единственного числа.
Глаголы 3 лица.
Различай глаголы на -ТСЯ и –ТЬСЯ.
Урок закрепления.
Изменение глаголов по лицам и числам
Изменение глаголов по лицам и числам
Спряжение глаголов.
Спряжение глаголов.
Ударные и безударные окончания глаголов.
Ударные и безударные окончания глаголов.
Описание картины А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера».
Описание картины А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера».
Первое спряжение глаголов.
Второе спряжение глаголов.
Урок закрепления.
Урок-обобщение. Деловая бумага. Письмо
Способы проверки безударных окончаний глаголов
26

115.
116.
117.
118. Предложение.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Урок закрепления
Проверочная работа. Работа над ошибками.
Проверочная работа. Работа над ошибками.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Однородные члены предложения с повторяющимися союзами И.
Однородные члены предложения с повторяющимися союзами И.
Распространённые и нераспространённые однородные члены.
Годовая контрольная работа.
Работа над ошибками
Итоговая контрольная работа.Работа над ошибками
Обращение.
Знаки препинания при обращении.
Сложные предложения.
Сложные предложения.
Различай сложные предложения с однородными членами.
Урок закрепления
Практическая работа
Р/р Сочинение.
Повторение.
Повторение
Повторение. Части речи
Повторение.Члены предложения
Урок- игра.Члены предложения.
Резервный урок

1

№
Раздел
урока
1.
Повторение.
2.
3.
4.
5.

Кол-во часов
1
1
1
1
1

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Звуки и буквы

Состав слова

9 класс
Тема урока
Простое предложение.
Простое предложение с однородными членами.
Обращение.
Сложное предложение и, а, но.
Сложные предложения со словами где, когда, который,
что, чтобы, потому что.
Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень
Гласные звуки
Согласные звуки (парные буквы)
Разделительные ъ и ь знаки
Буквы е, ё, ю, я
Непроизносимые согласные в корне слова
Р.Р. Объявление
Словарный диктант
Систематизация знаний учащихся
Состав слова.
Способы образования новых слов
Написание ударных и безударных гласных в корнях слов
Написание звонких и глухих согласных в корнях слов
27

19.

1

20.

1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Имя существительное

1
1
1
1
1
1
1

Имя прилагательное

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

1
1
1
1

45.

1

46.
47.

1
1

48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

Личные местоимения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках
Правописание приставок раз-(рас-), без-(бес), из-(ис-), воз(вос-)
Сложные слова
Сложносокращенные слова
Обобщающие упражнения
Р.Р.Расписка
Проверочная работа.
Роль существительного в речи.
Грамматические признаки имени существительного (категории)
Склонение имен существительных
Первое склонение имен существительных
Второе склонение имен существительных
Третье склонение имен существительных
Существительные с шипящей на конце
Диктант «Имя существительное»
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
Обобщающие упражнения.
Обобщающие упражнения.
Изложение.
Систематизация знаний уч-ся.
Имя прилагательное.
Основные грамматические категории имени прилагательного
Род, число, падеж имени прилагательного.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Безударные окончания имен прилагательных.
Имена прилагательные на –ий,
-ья, -ье, -ьи.
Контрольные вопросы и задания. Р.Р. Объяснительная записка.
Диктант по теме: « Имя прилагательное»
Анализ диктанта.
Работа над ошибками.
Основные грамматические категории местоимений
Местоимения 1-го лица.
Местоимения 2-го лица.
Местоимения 3-го лица.
Единственное число местоимений.
Множественное число местоимений.
Склонение личных местоимений.
Личные местоимения с предлогами.
Правописание личных местоимений 3-го лица
Правописание личных местоимений с предлогами
Обобщающие упражнения
Упражнения на закрепление.
Р.Р.Письма.
Контрольные вопросы и задания
Проверочная работа.
Работа над ошибками.
Систематизация знаний
28

64.

Глагол

1

65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

77.

1

78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.

Наречие

Имя числительное

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Основные грамматические категории глагола. (время, лицо, число, род)
Различие глаголов по значению.
Грамматические признаки глагола
Род глагола.
Число глагола.
Неопределенная форма глагола.
- Не – с глаголами.
Изменение глагола по лицам и числам.
Правописание глаголов во 2м лице
Правописание глаголов в неопр ф. и глаг. второго лица
Ударные и безударные окончания глаголов
Диктант.
Систематизация знаний. «Правописание окончаний у глаголов».
I спряжение глагола и
II спряжение глагола.
II спряжение глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам (спряжение)
Окончания глаголов I спряжения
Правописание окончаний глаголов I и II спр
Повелительная форма глаголов единственного числа.
Глагол в повелительной форме множественного числа.
Мягкий знак в глаголах.
Обобщающие упражнения
Р.Р.Деловое письмо. Анкета
Обобщающий урок по теме: «Спряжение глагола»
Обобщающий урок по теме: «Спряжение глагола»
Диктант.
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
Наречие.
Упражнения на закрепление.
Наречия, которые обозначают время.
Наречия, которые обозначают место.
Наречия, которые обозначают способ действия.
Правописание наречий с –а- на конце
Правописание наречий с –о- на конце.
Обобщающие упражнения.
Контрольные вопросы и задания.
Сочинение
«Моя будущая профессия»
Систематизация знаний.
Имя числительное.
Количественные и порядковые имена числительные.
Правописание числительных от 5 до 20 и30, от 50 до 80;
от500 до 900.
Правописание ь в числительных.
Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
Обобщающие упражнения
Р.Р. Числа в деловых бумагах. Доверенность.
Контрольные вопросы и задания.
29

110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.

Части речи

1
1
1
1
1
1
1

Имя существительное.
Имя прилагательное
Глагол.
Наречие. Местоимение.
Обобщающие упражнения
Словарный диктант.
Повторение. Систематизация знаний

117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.

Предложение

1
1
1
1
1
1
1
1

Простое предложение.
Главные и второстепенные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Предложения с однородными членами.
Обращение.
Сложное предложение
Предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Предложения со словами который, когда, где, что, чтобы,
потому что.
Составление простых и сложных предложений.
Прямая речь.
Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней.
Большая буква в прямой речи.
Обобщающие упражнения
Контрольные вопросы и задания.
Запятая в сложном предложении.
Диалог.
Грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола.
Годовая контрольная работа
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
Повторение и систематизация изученного. Части речи.

125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.

Повторение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Повторение и систематизация изученного. Части речи.
Повторение и систематизация изученного. Части речи.
Орфографический тренинг.
Урок занимательной грамматики.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».