Огибенина Подписано
цифровой
подписью:
Татьяна
Огибенина Татьяна
Викторовна Викторовна
Приложение № 3.14 к адаптированной основной
образовательной программе начального общего
образования для детей с задержкой психического
развития
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Психологическая коррекция»
1-4 классы
1
1. Планируемые
результаты
освоения
курса
психологическои
коррекции
Основной показатель качества освоения программы:
повышение качества усвоения знаний учащимися с задержкой психического развития освоения
АООПНОО
личностный рост обучающегося, егосамореализация и определение своего места в детском коллективе,
переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО.
снижение уровня школьной тревожности;
мотивация на саморазвитие;
повышение коммуникативной компетентности;
активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и
внеклассной и внешкольной деятельности
Виды УУД
Выпускник научится
Выпускник получит возможность
для формирования
• внутренняя позиция школьника на
• внутренней позиции
Личностные
(сформированость внутренуровне положительного отношения к
обучающегося на уровне
ней позиции обучающегося,
школе, ориентация на содержательные положительного отношения к
адекватной мотивации
моменты школьной действительности
образовательному учреждению,
учебной деятельности,
и принятия образца «хорошего
понимания необходимости учения,
включая учебные и
ученика»;
выраженного в преобладании
познавательные мотивы,
• широкая мотивационная основа
учебно-познавательных мотивов и
ориентация на моральные
учебной деятельности, включающая
предпочтении социального
нормы и их выполнение,
социальные, учебно-познавательные и
способа оценки знаний;
способность к моральной
внешние мотивы;
• выраженной устойчивой учебнодецентрации)
• учебно-познавательный интерес к
познавательной мотивации
новому учебному материалу и
учения;
способам решения новой задачи;
• устойчивого учебно• ориентация на понимание причин
познавательного интереса к
успеха в учебной деятельности, в том
новым общим способам решения
числе на самоанализ и самоконтроль
задач;
результата, на анализ соответствия
• адекватного понимания причин
результатов требованиям конкретной
успешности / неуспешности
задачи, на понимание предложений и
учебной деятельности;
оценок учителей, товарищей,
• положительной адекватной
родителей и других людей;
дифференцированной самооценки
• способность к самооценке на основе
на основе критерия успешности
критериев успешности учебной
реализации социальной роли
деятельности;
«хорошего ученика»;
• основы гражданской идентичности
• компетентности в реализации
личности в форме осознания «Я» как
основ гражданской идентичности
гражданина России, чувства
в поступках и деятельности;
сопричастности и гордости за свою
• морального сознания на
Родину, народ и историю, осознание
конвенциональном уровне,
ответственности человека за общее
способности к решению
благополучие, осознание своей
моральных дилемм на основе
этнической принадлежности;
учёта позиций партнёров в
• ориентация в нравственном
общении, ориентации на их
содержании и смысле как собственных мотивы и чувства, устойчивое
поступков, так и поступков
следование в поведении моральным
окружающих людей;
нормам и этическим
• знание основных моральных норм и
требованиям;
2
Виды УУД
Регулятивные
(овладеют всеми типами
учебных действий,
направленных на
организацию своей работы в
образователь-ном
учреждении и вне его,
включая способ-ность
принимать и сохранять
учебную цель и задачу,
планировать её реализацию
(в том числе во внутреннем
плане), контролировать и
оценивать свои действия,
вносить соответствующие
коррективы в их
выполнение)
ориентация на их выполнение,
• установки на здоровый образ
дифференциация моральных и
жизни и реализации её в реальном
конвенциональных норм, развитие
поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного
морального сознания как переходного
понимания чувств других людей и
от доконвенционального к
сопереживания им,
конвенциональному уровню;
• эмпатия как понимание чувств других выражающихся в поступках,
направленных на помощь и
людей и сопереживание им;
обеспечение благополучия.
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры:
принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей
деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения.
Планируемые метапредметные результаты
Выпускник научится
Выпускник получит возможность
научиться
• принимать и сохранять учебную
• в сотрудничестве с учителем
задачу;
ставить новые учебные задачи;
• учитывать выделенные учителем
• преобразовывать практическую
ориентиры действия в новом учебном
задачу в познавательную;
материале в сотрудничестве с учителем; • проявлять познавательную
• планировать свои действия в соответст- инициативу в учебном
вии с поставленной задачей и условиями сотрудничестве;
её реализации, в том числе во
• самостоятельно учитывать
внутреннем плане;
выделенные учителем ориентиры
• учитывать установленные правила в
действия в новом учебном
планировании и контроле способа
материале;
решения;
• осуществлять констатирующий
• осуществлять итоговый и пошаговый
и предвосхищающий контроль по
контроль по результату (в случае работы результату и по способу
в интерактивной среде пользоваться
действия, актуальный контроль
реакцией среды решения задачи);
на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно
• оценивать правильность выполнения
оценивать правильность
действия на уровне адекватной
выполнения действия и вносить
ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его
и задачной области;
реализации, так и в конце
• адекватно воспринимать предложения
действия.
и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата,
использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей
речи на русском, родном и иностранном
3
Познавательные
(научатся воспринимать и
анализировать сообщения и
важнейшие их компоненты –
тексты, использовать
знаково-символические
средства, в том числе
овладевать действием
моделирования, а также
широким спектром
логических действий и
операций, включая общие
приёмы решения задач)
языках;
• выполнять учебные действия в
материализованной, гипермедийной,
громкоречевой и умственной форме.
• осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространст-ве
Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию)
выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том
числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические
средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая
концептуальные) для решения задач;
• строить сообщения в устной и
письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие
способов решения задач;
• основам смыслового восприятия
художественных и познавательных
текстов, выделять существенную
информацию из сообщений разных
видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление
целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и
классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи
простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять
генерализацию и выведение общности
для целого ряда или класса единичных
объектов на основе выделения
сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие
на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и
их синтеза;
• устанавливать аналогии;владеть рядом
общих приёмов решения задач.
• осуществлять расширенный
поиск информации с
использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать
информацию об окружающем
мире с помощью инструментов
ИКТ;
• создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения
задач;
• осознанно и произвольно
строить сообщения в устной и
письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
задач в зависимости от
конкретных условий;
• осуществлять синтез как
составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие
компоненты;
• осуществлять сравнение,
сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая
основания и критерии для
указанных логических операций;
• строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинноследственных связей;
• произвольно и осознанно владеть
общими приёмами решения задач.
4
Коммуникативные
(приобретут умения
учитывать позицию
собеседника (партнёра),
организовывать и
осуществлять
сотрудничество и
кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно
воспринимать и передавать
информацию, отображать
предметное содержание и
условия деятельности в
сообщениях, важнейшими
компонентами которых
являются тексты
• адекватно использовать
коммуникативные, прежде всего
речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание
(в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
• допускать возможность существования
у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и
позицию;
• договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения
интересов;
• строить понятные для партнёра
высказывания, учитывающие, что
партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции
своего действия;
• адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
• учитывать и координировать в
сотрудничестве позиции других
людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию;
• понимать относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
• аргументировать свою позицию
и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;
• продуктивно содействовать
разрешению конфликтов на основе
учёта интересов и позиций всех
участников;
• с учётом целей коммуникации
достаточно точно,
последовательно и полно
передавать партнёру
необходимую информацию как
ориентир для построения
действия;
• задавать вопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром;
• осуществлять взаимный
контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности;
• адекватно использовать речевые
средства для эффективного
решения разнообразных
коммуникативных задач.
В результате реализации программы учащиеся умеют:
1 класс
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
правильно пользоваться письменными принадлежностями;
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
различать основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
составлять предмет из частей;
определять на ощупь величину предметов;
различать речевые и неречевые звуки;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
выделять части суток и определять порядок дней недели.
2 класс
5
определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
различать основные цвета и их оттенки;
конструировать предметы из геометрических фигур,
узнавать предмет по части;
определять на ощупь разные свойства предметов;
находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
различать «наложенные» изображения предметов;
писать графические диктанты под диктовку;
ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
соотносить времена года с названиями месяцев;
работать в группе
3 класс
целенаправленно выполнять действия по трехзвеньевой инструкции педагога;
группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;
составлять цветовую гамму от темного до светлого;
определять на ощупь поверхность предметов;
зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам;
различать запахи и вкусовые качества;
сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку»;
действовать по звуковому сигналу;
адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с
помощью предлогов;
определять время по часам.
4 класс
группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам;
смешивать цвета;
находить нереальные элементы «нелепых» картинок;
определять противоположные качества и свойства предметов;
моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
пользоваться календарем;
устанавливать причинно- следственные связи;
выделять существенные признаки и закономерности предметов;
рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
самостоятельно выполнить задания;
осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
находить несколько способов решения задач;
сравнивать предметы, понятия;
обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления.
2. Содержание курса психологической коррекции
Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения.
Внимание(сосредоточенность). Зрительные ощущения.
Артикуляция. Пространственные представления.
Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное
мышление
5. Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое
восприятие.
6. Внимание ( объем). Осязательные ощущения.
7. Память ( непосредственная вербальная) Пространственные представления.
1.
2.
3.
4.
6
8. Внимание ( сосредоточенность). Память( непосредственная вербальная)
9. Память ( двигательная). Пространственные представления. Понятийное мышление
10. Анализ образца. Память( непосредственная зрительная) Внимание ( устойчивость)
11. Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память( непосредственная
зрительная)
12. Память ( непосредственная зрительная) Пространственные представления. Понятийное
мышление
13. Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные
ощущения.
14. Анализ образца. Слуховые ощущения.
15. Осязательные ощущения. Внимание ( переключение) Точность движений (
макродвижения)
16. Анализ образца. Зрительное восприятие формы.
17. Осязательные ощущения. Память ( непосредственная зрительная)
18. Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление
19. Осязательные ощущения. Внимание ( устойчивость)
20. Зрительный анализ. Внимание ( переключение) Пространственные представления
21. Мышление ( анализ) Анализ образца. Зрительно-двигательные координации.
22. Мышление ( гибкость) Внимание ( распределение) Мышление ( сравнение)
23. Пространственные представления. Анализ и синтез ( анаграммы) Внимание(
переключение, устойчивость)
24. Звуковой синтез. Внимание ( объем) Пространственные представления.
25. Понятийное мышление. Память ( двигательная) Пространственные представления
26. Мышление ( синтез) Мышление ( установление закономерностей) Наблюдательность
27. Мышление ( сравнение) Зрительное восприятие формы. Память( непосредственная
зрительная)
28. Мышление ( сравнение) Мышление ( синтез). Зрительно-двигательные координации
29. Мышление ( сравнение) Саморегуляция. Зрительное восприятие формы
30. Внимание ( в условиях коллективной деятельности) Зрительное восприятие. Анализ
образца. Мышление( абстрагирование)
31. Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения.
3.
№
1
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся 1-4 класс
Тема занятия
Словесные обозначения
предметов.
Слуховые ощущения.
КолОсновные виды учебной деятельности
во
часов
3
Развитие умения точно и правильно
называть предметы.
Развитие слуховых ощущений.
Назови предметы
Послушай тишину
Узнай по звуку
7
2
Внимание(сосредоточенность).
Зрительные ощущения.
3
3
Артикуляция.
Пространственные
представления.
3
4
Фонетико-фонематическое
восприятие. Пространственные
представления. Понятийное
мышление
3
5
Выполнение словесных
поручений. Самоконтроль.
Слуховые ощущения.
Слуховое восприятие.
3
6
Внимание ( объем).
Осязательные ощущения.
3
7
Память ( непосредственная
вербальная) Пространственные
представления.
3
8
Внимание ( сосредоточенность).
Память( непосредственная
вербальная)
3
Развитие произвольного внимания.
Развитие зрительных ощущений.
Выполни команду
Какого цвета? Цветные полоски
Развитие артикуляции.
Развитие пространственных
представлений (усвоение понятий
«следует за», «находится перед», «слева»,
«справа», «между», «сверху», «снизу»).
Произнеси правильно.Раскрась правильно
Развитие фонетико-фонематического
восприятия.
Развитие пространственных
представлений (определение
местоположение объекта в строке и
столбце).
Развитие понятийного мышления.
Найди ошибку.Определи фигуру.Назови
одним словом
Конкретизация понятий
Развитие умения выполнять словесные
поручения.
Формирование элементов самоконтроля.
Развитие слуховых ощущений.
Учись слушать и выполнять
Учитель – ученик, ученик – учитель
Послушай звуки
Назови и проверь постукиванием
Развитие объема внимания.
Развитие осязательных ощущений.
Кто точнее нарисует
Шершавые дощечки
Развитие непосредственной вербальной
памяти.
Развитие пространственных
представлений (понимание терминов
«выше», «ниже», «левее», «правее»,
«на», «над», «под»).
Магнитофон
Переверни рисунок
Что? Где?
Развитие слухового внимания.
Развитие непосредственной вербальной
памяти.
Слушай звуки улицы
8
9
Память ( двигательная).
Пространственные
представления. Понятийное
мышление
3
10 Анализ образца.
Память( непосредственная
зрительная) Внимание (
устойчивость)
3
11 Образное мышление.
Зрительно-двигательные
координации. Память(
непосредственная зрительная)
3
12 Память ( непосредственная
зрительная) Пространственные
представления. Понятийное
мышление
3
13 Пространственные
представления. Выполнение
словесных поручений.
Зрительные ощущения.
3
Поиграем в «индейцев»
Угадай, кто говорит
У кого ряд длиннее?
Развитие памяти на последовательность
действий.
Развитие пространственных
представлений (направления движения).
Развитие понятийного мышления.
Телеграфисты
Куда указывают стрелки?
Подбери картинки
Развитие умения анализировать и
сравнивать образец.
Развитие произвольного внимания.
Найди одинаковые
Где ошибся Буратино?
Одинаковые ли бусы?
Найди образец
Найди картинку
Перепутанные линии
Развитие зрительных ощущений и
образного мышления.
Развитие зрительно-двигательных
координации.
Развитие зрительной произвольной
памяти.
Цветная сказка
Штриховка
Запомни точно
Развитие зрительной памяти.
Развитие пространственных
представлений (понимание терминов
«внутри», «вне», «на»).
Развитие понятийного мышления.
Нарисуй по памяти
Выполни правильно
Вордбол
Развитие умения ориентироваться в
пространстве листа.
Развитие умения воспринимать
словесные указания и подчинять им свою
деятельность.
Развитие зрительных ощущений.
Где этот домик?
Чей узор лучше?
9
14 Анализ образца.
Слуховые ощущения.
3
15 Осязательные ощущения.
Внимание ( переключение)
Точность движений(
макродвижения)
3
16 Анализ образца.
Зрительное восприятие формы.
3
17 Осязательные ощущения.
Память ( непосредственная
зрительная)
3
18 Зрительный анализ.
Словесный синтез.
Понятийное мышление
3
19 Осязательные ощущения.
Внимание ( устойчивость)
3
Найди предметы одного цвета
Цветовая угадайка
Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие слуховых ощущений.
Раскрась правильно
Шумящие коробочки
Развитие осязательных ощущений.
Развитие произвольного внимания.
Развитие точности движений
(макродвижений).
Шершавые дощечки
Расставь слова
Зашифруй слова
Зашифруй цифры
Точные движения
Как звонки тарелки и ложки
Развитие умения копировать образец.
Развитие
зрительного
восприятия
(выделение формы).
Развитие осязательных ощущений.
Срисуй фигуры точно
Путаница
Найди одинаковые
Назови фигуры
Тяжелые коробочки
Развитие мышления (абстрагирование).
Развитие непосредственной зрительной
памяти.
Найди одинаковые
Запомни и найди
Запомни и нарисуй
Развитие зрительного анализа.
Развитие словесного синтеза.
Развитие понятийного мышления.
Кто наблюдательнее
Магнитофон
Назови одним словом
Конкретизация понятий
Вордбол
Развитие осязательных ощущений,
Развитие
произвольного
внимания
(устойчивость и переключение).
Тяжелые коробочки
Крестики, точки
Пишущая машинка
10
20 Зрительный анализ.
Внимание ( переключение)
Пространственные
представления
3
21 Мышление ( анализ)
Анализ образца.
Зрительно-двигательные
координации.
3
22 Мышление ( гибкость)
Внимание ( распределение)
Мышление ( сравнение)
3
23 Пространственные
представления.
Анализ и синтез ( анаграммы)
Внимание( переключение,
устойчивость)
3
24 Звуковой синтез.
Внимание ( объем)
Пространственные
представления.
3
Развитие зрительного анализа.
Развитие
произвольного
внимания
(переключение).
Развитие
пространственных
представлений.
Сгруппируй буквы
Синхронный счет
Цветной ксилофон
Живые цепочки
Развитие процессов анализа.
Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие
зрительно-двигательных
координации.
Найди отличия
Дорисуй недостающие детали
Нарисуй точно такие же
Бусинки
Проведи, не касаясь
Спящий дракон
Развитие гибкости мышления.
Развитие
произвольного
внимания
(распределение).
Формирование умения сравнивать.
Способы применения предмета
Соблюдай правило
Сравнение слов
Учимся сравнивать
Развитие
пространственных
представлений.
Развитие процессов анализа и синтеза
(анаграммы).
Развитие
произвольного
внимания
(переключение, устойчивость).
Поставь значки
Отгадай слова
Называй и считай
Алфавит
Развитие звукового синтеза.
Развитие
произвольного
внимания
(объем).
Развитие
пространственных
представлений
(усвоение
словесных
обозначений).
Подбери слова
Найди слоги
11
Говори правильно
Развитие понятийного мышления.
Развитие памяти на последовательность
действий.
Развитие
пространственных
представлений
(ориентировка
в
пространстве).
Вордбол
Телеграфисты
Где спрятались игрушки
Развитие мышления (процессы синтеза).
Умение устанавливать закономерности.
Развитие наблюдательности.
Составление предложений
Найди девятый
Все ли ты увидел?
Развитие умения сравнивать.
Развитие умения анализировать форму
предметов.
Развитие непосредственной зрительной
памяти.
Найди одинаковые и отличающиеся
Составь фигуру
Запомни картинки
Запомни порядок
Развитие умения сравнивать.
Развитие мышления (процессы синтеза).
Развитие
зрительно-двигательных
координации.
Найди одинаковые
Назови предмет
Молния
Речка
Развитие умения сравнивать.
Формирование процессов саморегуляции.
Сравни предметы
25 Понятийное мышление.
Память( двигательная.)
Пространственные
представления
3
26 Мышление ( синтез.)
Мышление ( установление
закономерностей)
Наблюдательность
3
27 Мышление ( сравнение)
Зрительное восприятие формы.
Память( непосредственная
зрительная)
3
28 Мышление ( сравнение)
Мышление ( синтез).
Зрительно-двигательные
координации
3
29 Мышление ( сравнение)
Саморегуляция.
3
30 Зрительное восприятие формы
3
Развитие зрительного восприятия
(восприятие формы). Образец и правило
Загадочные контуры
31 Внимание ( в условиях
коллективной деятельности)
3
Развитие
внимания
в
условиях
коллективной деятельности.
Развитие восприятия (расчлененность).
Найди фото
12
Нарисуй так же
Покажи одинаковые
Развитие умения копировать образец.
32 Зрительное восприятие.
Анализ образца.
33 Мышление( абстрагирование)
3
34 Словесные обозначения
предметов.
35 Слуховые ощущения.
3
Развитие мышления
признаков).
Делаем вместе
Практикум.
3
Практикум.
3
(абстрагирование
13