Огибенина Подписано
цифровой
подписью:
Татьяна
Огибенина Татьяна
Викторовна Викторовна
Приложение № 3.10
к адаптированной
образовательной программе начального
общего образования для детей с задержкой
психического развития
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
1 – 4 класс
1. Планируемые результаты
Личностные результаты
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к
российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; ценностно-смысловые
ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально
значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в
социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным
традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания
традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает
патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной
художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в
культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к
жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям
отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию
особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов.
Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественнотворческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению
чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития
обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего
мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы.
Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие
творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности
и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально
значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и
безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию
ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к
их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному
наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный
интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков
восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой
деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических
чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей
среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой
работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания
реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат,
упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны
также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять
коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по
программе.
Метапредметные результаты.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего
образования у обучающихся:
будут
сформированы основы художественной культуры: представление о
специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в
общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка
искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие
способности,
эстетические
чувства,
формироваться
основы
анализа
произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру,
явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности
оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных
идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном
и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе
морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших
отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о
младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в
духовной
и
художественно-продуктивной
деятельности,
разовьется
трудолюбие,
оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных
ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края,
наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и
род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального
народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на
мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут
заложены
основы
российской
гражданской
идентичности,
чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности
за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике
(рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,
декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и
выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности;
научатся
применять
художественные
умения,
знания и
представления
о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач,
познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные
знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и
художественно-практических
задач,
действовать
самостоятельно
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
при
разрешении
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура,
художественное
конструирование
и
дизайн,
декоративноприкладное
искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния
и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и
жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать
произведения
изобразительного
искусства;
участвовать
в
обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в
знакомых произведениях;
видеть
проявления
прекрасного
в
произведениях
искусства
(картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать
их
для
передачи
учебнотворческой деятельности;
художественного
замысла
в
собственной
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры;
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с
учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций
на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и
построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать
значимые
темы
искусства
и
отражать
их
в
собственной
художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы,
человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и
скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
2. Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических
искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство
и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в
искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на
примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного
искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ,
Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки
и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для
создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема,
вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и
картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и
его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления
народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках,
песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива.
Понятия:
линия
горизонта,
ближе —
больше,
дальше —
меньше,
загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный
центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его
характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи
и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение
их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное
время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических
широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи,
панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие
и
эмоциональная
оценка
шедевров
русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых
чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур,
народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,
К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или
Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
Образ
человека
в
искусстве
разных
народов.
Образы
архитектуры
и
декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной
культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного
искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах
мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере
изобразительного
и
декоративноприкладного
искусства
народов
России).
Жанр
натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие
в
различных
видах
изобразительной,
декоративноприкладной
и
художественноконструкторской деятельности.
Освоение
основ
рисунка,
живописи,
скульптуры,
декоративноприкладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание
моделей
предметов
бытового
окружения
человека.
Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина,
глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению
3. Тематическое планирование
1 класс
Тема
Ты учишься
изображать
Ты украшаешь
Ты строишь
Изображение,
украшение,
постройка всегда
помогают друг
другу
Содержание
Вводный ИОТ № 4 Экскурсия. Изображения всюду
вокруг нас.
Мастер изображения учит видеть
Разработка темы маршрута «Дом-школа-дом»
Урок игра. Изображать можно пятном.
Изготовление открыток
Изображать можно в объёме.
Урок игра. Изображать можно линией.
Разноцветные краски
Урок викторина. Изображать можно и то, что не
видимо (настроение)
Художники и зрители (обобщение темы)
Экскурсия. Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Урок презентация. Выразительность фактуры.
Соотношение пятна и линии
Урок игра. Цветы.
Узоры на крыльях
Урок викторина. Красивые рыбы
Украшения птиц
Что меня окружает
Экскурсия. Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Кол-во часов
8 часов
Строим город (2 ч.)
Всё имеет своё строение
Строим вещи
Город, в котором мы живем (2 ч)
Постройки в нашей жизни
Дома бывают разными
Узоры, которые создали люди
Рисуем пожарную машину
Мастер украшения помогает сделать праздник
Салют победы
Три брата – мастера всегда трудятся вместе
10 часов
Итоговая контрольная работа
Праздник птиц. Разноцветные жуки
Рисуем государственный флаг
Времена года (2 ч)
10 часов
5 часов
2 класс
2 класс
Тема
Содержание
Чем и как работает
художник
Вводный ИОТ № 4 Цветочная поляна
Природная стихия
Рисование салюта победы
Осенний лес
Рисование книг и иллюстраций к ним
Аппликация « Осенний ковер» (коллективная
работа)
Рисование «Знакомьтесь – моя семья»
Графика зимнего леса
Рисование «Дорожные знаки»
Животные родного края
Город Н.Тагил в будущем
Игровая площадка
Аппликация «ЧС природного характера»
Праздник в городе.»
Вредные привычки. Их опасность
Любимое животное
Коллаж. «Мой любимый учитель»
Фантастическое животное
Рисунок «Красоты Лисьей горы»
Паутинка. Украшение и реальность
Золотая осень
Кружева. Украшение и фантазия
Рисуем государственные символы России
Подводный мир. Постройки и реальность
Рисуем портрет мамочки
Коллективная работа «Городок- коробок» (
постройка и фантазия)
Мир Достоевского» Выставка иллюстраций к
произведениям Ф.М.Достоевского
Братья – Мастера изображения. Украшения и
Постройки всегда работают вместе
Рисование Нарисуй себя»
Море. Изображение природы в различных
состояниях
Рисование «Добрые сердца»
Четвероногий друг. Изображение характера
животных
«Нарисуй героя» . Конкурс рисунков
Изображение характера человека: женский
образ
Изображение характера человека: мужской
образ
Конкурс рисунков к произведениям
Реальность и фантазия
О чём говорит искусство
Количество
часов
8 час
7 часов
11 часов
Как говорит искусство
Н.А.Некрасова
Образ человека в скульптуре
Рисуем государственные символы России
Человек и его украшения
О чём говорят украшения
«Парад цифр»
«Морской бой Салтана и пиратов»
Конкурс рисунков «Отцы -защитники»
Замок снежной королевы. Образ здания
Рисунок «Я и окружающий мир»
Замок снежной королевы. Образ здания.
Окончание работы
Конкурс рисунков, поделок к празднику
Выставка творческих работ
Рисунок «Мой отдых в Крыму»
Тёплые и холодные цвета
Космонавты в космосе
Тихие и звонкие цвета
Рисунок ВОВ
Что такое ритм линий? Характер линий
Рисунок «Наша планета Земля»
Итоговая контрольная работа
Рисунок «Пожарная техника»
Ритм пятен
Весенний птичий перезвон
Птицы. Пропорции выражают характер
Рисунок Салют победы»
Коллективная работа «Весна. Шум птиц»
Рисунок «Моя семья»
Обобщающий урок «В гостях у братьев
Мастеров»
Рисунок «Государственный флаг»
8 часов
3 класс
Тема
Искусство
доме.
в
Содержание занятия
Кол-во часов
твоём Вводный ИОТ № 4
Твои игрушки (создание 8 часов
формы)
Рисование схемы маршрута «Дом-школа -дом»
Твои игрушки (украшение)
Вместе всей семьёй
Посуда у тебя дома
Обои и шторы у тебя дома
Мамин платок
Искусство Тагильских мастеров
Твои книжки
Открытки
Рисунки на осеннюю выставку
Труд художника для твоего дома ( обобщение темы)
«День народного единства»
Искусство на улицах
твоего города.
Художник и зрелище.
Художник и музей.
Памятники архитектуры
Парки, скверы, бульвары.
«Моя мама» Рисунок
Ажурные ограды
Волшебные фонари
Витрины
Удивительный транспорт
Наши права
Труд художников на улицах твоего города
Рисунок на тему « Любимый праздник – новый год»
Художник в цирке 2 часа
Художник в театре 2 часа
Театр кукол 2 часа
Животные наших лесов
Маски
Конкурс рисунков «наши защитники»
Афиша и плакат 2 часа
Рисунок для оформления стенда
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы)
Музей в жизни города
Картина –особый мир.
Картина-пейзаж. Картина портрет
«День победы»
Картина натюрморт
Итоговая контрольная работа
Картины исторические и бытовые.
Государственная символика Российской Федерации
Скульптура в музее и на улице
Художественная выставка (обобщение темы)
7 часов
13,01 часов.
8 часов
4 класс
Тема
Истоки родного
искусства
Древние города нашей
Содержание
Вводный ИОТ № 4 Пейзаж родной земли. (2 ч)
Маршрут «Дом-школа-дом». Мирное небо над
головой
Деревня – деревянный мир. (2 ч)
Моя семья
Красота человека. (2 ч)
Профессия учитель. Я тагильчанин
Народные праздники (обобщение темы) (2 ч)
Музеи города Н Тагил. Золотая осень
Родной угол
Народы России
Древние соборы.
Количество
часов
8 часов
7 часов
Полиция на страже общественного порядка
Города Русской земли.
Моя мама
Древнерусские воины – защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Права человека в раскрасках
Каждый народ –
художник.
Искусство объединяет
народы
Страна восходящего солнца. Образ художественной
культуры Японии (2 ч.)
Здравствуй новый год
Народы гор и степей(2 ч.)
Города в пустыне (2 ч.)
Каким я хочу видеть окружающий нас мир
Древняя Эллада (2 ч.)
Наше отечество. Открытка «23 февраля»
Европейские города Средневековья.(2 ч.)
Многообразие художественных культур в мире
(обобщение темы) (1 ч.)
Материнство.
Рисунок «Космос это мы»
Мудрость старости (2 ч.)
Моя семья; наша планета земля.
Сопереживание (2 ч.)
Пожарная техника, Салют победы.
Герои – защитники. Юность и надежды.
Государственный флаг
Итоговая контрольная работа
Искусство народов мира (обобщение темы).
11 часов
8 часов