Приложение 2.3 к ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной
деятельности
«Клуб экспертов выбора
профессий»
5 класс
Пояснительная записка
Программа
разработана
в
соответствии
с требованиями
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована
на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов.
Данная программа, разработана для учащихся 5 классов МБОУ «Лицей №6» города
Рубцовска.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Содержание курса представляет важную сферу самореализации и самовыражения
личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего
отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование
внутри личностных и социально-профессиональных потребностей.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды и формы работ с
игровыми элементами, практические занятия, беседа.
Цель программы: способствовать созданию условий для раннего профессионального
самоопределения обучающихся в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными
особенностями каждой с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране.
Задачи программы:
Формировать у обучающихся знания об отраслях профессий, об организации производства.
Учить ориентироваться в мире профессий и в способах получения профессионального
образования. Оказание помощи в познании себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей. Поддержание мотивации обучающихся к осуществлению трудовой
деятельности.
Характеристика курса
В соответствии требованиям ФГОС в основе реализации программы лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает: развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в познавательной деятельности.
Также на занятиях активно используются различные источники информации, в том числе
информационные пространства сети Интернет, что позволяет организовать учебное
сотрудничество различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Основное содержание занятий представляет собой совокупность игровых упражнений,
решение проблемных ситуаций, направленных на решение задач данной программы.
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и
на развитие познавательных процессов, на развитие личностных качеств, приобретение
конструктивного опыта совместной деятельности, приобретение опыта регуляции собственных
эмоциональных состояний.
Реализация программы предлагает использовать формы и методы, предполагающие как
индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит
интерактивный, игровой характер, выполняя их, обучающиеся могут проявить свои творческие,
организационные способности.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и
профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и
их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека
и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как
значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного
опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к
профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной профсоциальной среде, в
которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых
знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта
самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально
приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным
деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и
социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной
среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты
профориентации:
• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом
профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о
ценностях;
• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников
и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных
поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в
профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими
элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие,
осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и
становится их личностным смыслом.
Режим занятий
Программа рассчитана на 2022-2023 учебный год, 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 40-45 минут.
Возрастная группа: программа ориентирована на учащихся 5-х классов МБОУ «Лицей
№6»
Формы контроля:
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения
своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме:
«Кем и каким я хочу стать».
3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.
Методическое обеспечение учебного курса:
1.Агеева, И. Д. Парад профессий: весѐлые познавательные игры для учащихся / И. Д. Агеева
// Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.
2.Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания / Н. В. Береснева // Последний
звонок.- 2008.- № 8.- С. 11- 12.
3.Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова //
Воспитание школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56.- Библиогр. в конце ст.
4.Мухаметова, А. М. Разработка программы элективного курса по психологии
"Путешествие в мир профессий" / А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- № 10.- С.
42-50.- Библиогр. в конце ст. В помощь школьному психологу: пояснительная записка к
программе, тематическое планирование курса.
5.Филимонова, О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития
профессионального самоопределения учащихся 5-х классов
6.Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и
игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 9.- С. 45-50.- Продолжение. Начало см. №№ 3, 4 ,
6, 8 / 2010. Беседа (с контрольными вопросами) о том, что такое профессия? Когда возникло
разделение труда, какие бывают профессии и как узнать, какую из них выбрать?
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«Клуб экспертов выбора профессий»
2022-2023 учебный год
№
Тема
Основная деятельность
п/п
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности (4 ч.)
1 ч.
Начало пути
1 ч.
Алгоритм поиска профессии: пять шагов осознанного
выбора.
1 ч.
Знакомство участников
Что значит профессия для человека?
программы. Игры и
1 ч.
Знакомство и просмотр фильма «Человеческие упражнения,
возможности». Аналитическая беседа с учащимися по помогающие
увиденному материалу.
познакомиться.
Примеры
профессиональных
судеб известных
учёных, писателей,
изобретателей, артистов
Развилки на
профессиональном
пути.
Раздел 2. Готовность к профессиональному выбору (14 ч.)
1 ч.
Вербальная
и
не
вербальная
коммуникация и их роль в
профессиональной жизни
Мои личные профессиональные планы. Сочинение – человека. Устная
и
рассуждение «Самая нужная профессия».
письменная речь. Нужно
ли профессионалу быть
Встреча с интересной личностью.
грамотным? Общение как
умение
не
только
Человек и профессиональная деятельность.
«Кто принимает решение?»
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Деятельность обучающихся
Участие в играх,
помогающих
познакомиться, снять
напряжение, установить
доверительную атмосферу
(например, «Никто не
знает, что я…».
Участие в беседе об
особенностях современного
рынка труда в России. В
Том числе об отраслях,
которые сегодня
испытывают дефицит
кадров (сельскоехозяйство,
металлургия, информационныетехнологии,
химическая
промышленность), о низкой
доле наукоёмких,
технологичных отраслей.
Участие в беседе о том, что
влияет
на
здоровье
человека.
Обсуждение
причин
разной
продолжительности жизни
человека в разных странах.
Выяснение
отличий
физического и психического
здоровья.
Игра
«Самая
2 ч.
Мир профессий.
1 ч.
Классификация профессий по Климову. Отвечаем на
вопросник Климова.
высказывать свои мысли, опасная
для
но и слушать чужие.
профессия».
здоровья
2 ч.
Экскурсия на предприятия нашего района.
1 ч.
Формула
выбора
профессии.
Знакомство
с
биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл,
Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав
Николаевич.
1 ч.
Выбор будущей профессиональной сферы. Известные
люди региона. Сочинение-рассуждение: «Если бы я
был президентом…».
1 ч.
«Профессия – это действие!»
Практическая работа с методиками: «Визитка», «Тебе
подходят профессии», «Узнай профессию».
Раздел 3. Самоисследование (4 ч.)
2 ч.
Исследование личных особенностей и способностей.
Сочинение «… - это призвание!».
к
1 ч.
Определение
своего
профессионального
типа Способность
самопознанию
как
личности. Тест «Профессиональный тип личности».
особенность
человека.
1 ч.
Способы
получения
знаний о себе «Я» в
зеркале
«другого».
Понимание себя как одно
Встреча с интересной личностью.
из условий успешного
профессионального
самоопределения.
2 ч.
1 ч.
«Как устроен рынок труда?»
Составление
перечня
вопросов
школьному
психологу на тему «Как
узнать себя и что потом с
этим делать?». Участие в
блиц-интервью
со
школьным
психологом.
Обсуждение
связи
психологических
особенностей личности и
будущей
профессии.
Прохождение
(пожеланию) нескольких
онлайн-тестов.
2 ч.
2 ч.
Кем работают мои родные. Кем работают мои
родители? Профессии моего рода.
Экскурсия на предприятия нашего района.
Ориентация
на
собственное будущее как
1 ч.
Ранняя профессиональная деятельность.
залог
сегодняшних
Построение
1 ч.
Составление памятки «Не допустим ошибок при успехов.
траектории
собственной
выборе профессии!».
жизни.
Сегодняшние
1 ч.
Просмотр
видеоролика
«Типичные
ошибки».
успехи и достижения.
Аналитическая беседа с учащимися после просмотра.
1 ч.
Составление памятки «Не допустим ошибок при
выборе профессии!».
Раздел 5. Рефлексия (3 ч.)
2 ч.
«Мой выбор»
Итоги изучения курса
внеурочной
1 ч.
деятельности
«Клуб
экспертов
выбора
профессий». Основные
эмоции, знания, выводы,
сомнения, открытия.
Творческий проект "Моя будущая профессия".
Итого: 34 часа
Участие
в
беседе
о
важности наличия мечты, о
возможностях и преградах
по пути следования за
мечтой, о потенциале образа
будущего для совершения
действий в настоящем.
Умение
выделять
современные
и
престижные профессии.
Участие
в
рефлексии:
каждый
обучающийся
продолжает предложенные
педагогом фразы: «Мои
главные эмоции вовремя
занятий…», «Мои главные
открытия за это время…»,
«Мои сомнения связаны с
тем, что…», «Я хочу в
будущем…»,
«Хочу
сказать
спасибо…»,
«Самое
интересное
занятие курса…».