Домоводство УО

Огибенина
Татьяна
Викторовна

Подписано цифровой
подписью: Огибенина
Татьяна Викторовна

Приложение 5.4 к адаптированной
основной
образовательной
программе для детей с умственной
отсталостью
(интеллектуальны
нарушения)

ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ДОМОВОДСТВО»
5-7 класс

Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного
предмета. Данный курс направлен, прежде всего, на обучение практическим навыкам хозяйственнобытовой деятельности, выполнению доступных бытовых поручений, связанных с выполнением
повседневных дел дома. В зависимости от особенностей психофизического развития ученики
осваивают различные уровни деятельности:
- совместные действия с педагогом, родителями;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся умственной отсталостью,
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к
результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному
полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;

освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

слушание и понимание инструкции педагога;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в
образовательной организации.
Возможные предметные результаты:
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с
выполнением повседневных дел дома.
• знать (узнавать) места, где можно совершить различные покупки, виды магазинов,
совершать мелкие покупки совместно с родителями;
• различать (иметь представление) виды одежды, головных уборов и обуви по назначению;
• выполнять элементарные способы ухода за одеждой и обувью (иметь представление);
• уметь использовать в домашнем хозяйстве некоторые виды бытовой техники, соблюдая
правила безопасности;
• соблюдать санитарно-гигиенические требования к чистоте на кухне;
• знать (иметь представление) назначение посуды и предметов кухонного инвентаря;
• уметь готовить простые блюда под контролем взрослых;
• различать, использовать средства для мытья посуды, иметь представление о
последовательности мытья посуды;
• осуществлять элементарные действия по уборке помещений и территории;
• соблюдать правила пользования лифтом, почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком,
мусоропроводом.

Предметные результаты определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что
его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Оцениваются в
общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Изучение предмета «Домоводство» направлено на формирование следующих базовых
учебных действий.
Личностные учебные действия
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы
ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс,
учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные учебные действия
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
• выполнение задания полностью (от начала до конца);
• выполнение задания с заданными качественными параметрами;
• переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия и т.д.
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

-

Познавательные учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов с помощью учителя;
ориентироваться на листе бумаги, у доски под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру,
материалу);
группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью
учителя;
уметь соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности;
использовать знако- символические средства с помощью учителя;
уметь соблюдать правила техники безопасности.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых
учебных действий», реализуемой в образовательной организации.

Содержание учебного предмета
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Обращение с
кухонным инвентарем», «Приготовление пищи», «Уход за вещами», «Уборка помещения».
Покупки.
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении
отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Складывание покупок в
сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на
ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок
кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места
хранения.
Обращение с кухонным инвентарем.
Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола, для
приготовления пищи. Узнавание (различение) кухонных принадлежностей. Различение чистой и
грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды
губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Обращение с бытовыми приборами.
Различение бытовых приборов по назначению. Знание правил техники безопасности при
пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при
пользовании электробытовым прибором.
Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.
Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых
приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности действий при
сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых
приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.
Приготовление пищи.
Приготовление блюда. Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил
гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.
Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье
продуктов. Чистка овощей. Резание ножом (пластиковым, детским). Приготовление блюд из
отварных и сырых овощей. Отваривание яиц, овощей. Приготовление блюд из отварных яиц.
Нарезание продуктов кубиками, соломкой. Поддержание чистоты рабочего места в процессе
приготовления пищи.
Уход за вещами
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание
необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание
белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности
действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение
количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья,
выжимание белья, вывешивание белья на просушку.
Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для
загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и
регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой
(например): белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное
белье.
Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор
температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении
белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к
сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом,
складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка

одежды.
Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и
отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой.
Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание
тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка,
натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.
Уборка помещения.
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности
мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение
таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с
поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов
интерьера по местам, выливание использованной воды.
Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок.
Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное
место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей
пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение
последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка
регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка
поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки),
отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье
пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду,
намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание
мокрых тряпок.
Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна:
наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьё рамы,
вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.
Тематическое планирование
№

Тема

1

Уборка помещения

Кол-во
часов
1

2

Покупки

1

3

Обращение с кухонным
инвентарем

8

4

Приготовление пищи

12

Тема урока
Мой дом. Домашние дела. Семейные заботы
Магазин. Как совершать покупки. Правила
поведения в магазине
Посуда и кухонный инвентарь
Посуда для сервировки стола
Посуда для приготовления пищи. Кухонные
принадлежности
Уход за посудой. Чистая и грязная посуда.
Мытье посуды
Виды бытовых кухонных электроприборов
Назначение бытовых кухонных электроприборов
Правила техники безопасности при пользовании
бытовыми электроприборами
Правила техники безопасности при пользовании
бытовыми электроприборами
Правила гигиены при приготовлении пищи
Приготовление блюда. Понятие «Рецепт блюда»
Выбор
продуктов,
необходимых
для

5

6

Уход за вещами

6

Уборка помещения

7

Итого

35

приготовления блюда
Выбор инвентаря для приготовления блюда
Чистка сырых овощей. Чистка отварных овощей
Предварительная обработка и варка овощей
Выбор продуктов для приготовления салата из
свежих овощей
Приготовление салата
Приготовление блюд из яиц
Приготовление блюд из овощей
Приготовление горячих напитков
Сервировка стола к завтраку
Одежда. Виды одежды
Уход за одеждой
Ручная стирка белья. Машинная стирка
Помощники в доме. Утюг
Обувь. Виды обуви. Уход за обувью
Инвентарь для чистки обуви. Чистка обуви.
Правила ухода за зеркалами, стеклами и
светильниками.
Мебель. Уборка мебели.
Уборка пола
Правила ухода за стеклами и окнами
Помощники в доме. Пылесос
Ежедневная уборка в доме.
Генеральная уборка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».