Огибенина
Татьяна
Викторовна
Подписано
цифровой подписью:
Огибенина Татьяна
Викторовна
Приложение 5.3 к адаптированной
основной
образовательной
программе для детей с умственной
отсталостью
(интеллектуальны
нарушения)
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
5 – 7 класс
Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умственной отсталостью
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к
результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному
полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в
образовательной организации.
Возможные предметные результаты:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы.
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях,
их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире.
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.
3) Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени.
Изучение предмета «Окружающий природный мир» в 5 классе направлено на формирование
следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия обеспечивают готовность учащегося к принятию новой роли
ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на
основе интереса к его содержанию и организации.
У учащихся будут сформированы умения обращаться за помощью и принимать помощь,
интерес к учебному материалу;
Учащиеся получат возможность формирования умения использовать принятые ритуалы
социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом
этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных
логических операций.
У учащихся будут сформированы:
- умения в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
- умения работать с учебными принадлежностями.
Учащиеся получат возможность формирования умения адекватно использовать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
Познавательные учебные действия
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических
операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных
условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
У учащихся будут сформированы:
- умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- умения наблюдать, работать с информацией.
Учащиеся получат возможность формирования умения работать с несложной по содержанию
и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других
носителях).
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с
взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
У учащихся будут сформированы умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учащиеся получат возможность формирования умения адекватно использовать средства
устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых
учебных действий», реализуемой в образовательной организации.
Содержание учебного предмета
Раздел «Объекты природы»
Тема. Наша планета - Земля.
Представления о том, что планета Земля – это огромный шар, учащиеся знакомятся с
экватором, двумя полюсами Земли – северным и южным. Обращается внимание на особенности
изображения воды и суши: зелёный — равнины, коричневый — горы, голубой – вода. Учащиеся
учатся находить моря (океаны) и материки. Задание «Найди изображение Земли». Педагог
предлагает найти изображение Земли и обвести его или отметить любым другим способом.
Количество изображений и размер может варьироваться с учетом индивидуальных особенностей
учащихся.
Тема. Небесные тела.
Представления о небесных телах (планеты, звезды, луна, кометы и др.), Солнце как одной из
звезд, Земле – планете, на которой мы живем, знакомство с названиями планет. Учащиеся
знакомятся с достижениями в исследовании Космоса: первый полет человека в космос, запуск
спутников, лунохода; с космонавтами.
Тема. Воздух и его свойства.
Представления о воздухе, учащиеся знакомятся со свойствами воздуха (невидимый,
прозрачный, без цвета, запаха).
Тема. Значение воздуха в природе и жизни человека.
Учащиеся получают представления о значении воздуха в природе и жизни человека:
воздухом дышат животные, птицы, человек; воздух необходим для жизни растений. Внимание
обращается на движение воздуха в природе (ветер, ураган). Загрязнение воздуха. Значения
проветривания помещений.
Тема. Земля и небо.
Учащиеся получают представления о небе и земле. Целесообразно начать изучение темы со
знакомства с объектами в реальных условиях. Обратить внимание на прогулке, что земля – это то,
что находится внизу (под ногами), а небо – это то, что находится наверху (над нами). Учащимся
предлагается определить, где находится небо и земля на предложенных картинках. Для учащихся,
владеющих глобальным чтением, можно использовать таблички, на которых написано: земля, небо.
Учитывая индивидуальные особенности учащихся, можно предложить назвать, показать или
положить табличку с надписью на указанный педагогом объект.
Тема. Месторасположение объектов на земле и небе.
Учащиеся получают представления о небе и земле, знакомятся с месторасположением земли
и неба, объектами, которые находятся на земле и небе (на земле – трава, животные, деревья, дома,
человек; на небе – солнце, звезды, луна, облака). Рекомендуется использовать картинки, на которых
видно разделение земля/небо. Выполнение дидактических заданий на соотнесение объектов и их
местоположения.
Тема. Формы земной поверхности.
Учащиеся знакомятся с различными формами земной поверхности: гора, равнина, овраг;
учатся различать и называть их. Задания на определение вида земной поверхности, на нахождение
одинаковых форм земной поверхности.
Тема. Земная поверхность на карте.
Учащиеся знакомятся с изображением земной поверхности на карте, учатся различать сушу
(материки) и водоемы (моря, океаны, реки). В работе используется физическая карта, атласы.
Внимание обращается на цвет изображения: зелёный — равнины, коричневый — горы, голубой –
вода. Формируемые понятия: карта, суша (материк), вода (моря, океаны, реки).
Тема. Лес. Значение леса в природе и жизни человека.
Учащиеся получают представления о лесе как месте, где растёт много деревьев, кустов, трав,
грибов, ягод, живут животные. Знакомятся со значением леса в природе и жизни человека;
правилами поведения в лесу, бережным отношением к природе (нельзя ломать ветки, сорить,
трогать муравейники и т.п.). Формируемые понятия: лес, деревья, мох, грибы, лесные ягоды, дикие
животные, птицы. Дидактические игры «В лесу», «Этажи леса», «Хранители леса».
Тема. Луг. Значение луга в природе и жизни человека.
Учащиеся получают представления о луге как месте, где растёт много травянистых растений.
Знакомится со значением луга в природе и жизни человека (живут насекомые, пасутся животные,
отдыхают люди и т.п.). Дидактические игры «На лугу», «Лес, полянка, пруд, луг».
Тема. Почва. Виды почв.
Обучающиеся получают представления о почве – верхнем слое земли. Обозначить, что в
состав почвы входят перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Познакомить с
главным свойством почвы – плодородием; значением почвы в природе. Внимание обращается на
охрану почв. Формируемые понятия: почва, плодородная, перегной, глина, песок, минеральная
соль.
Тема. Значение полезных ископаемых в жизни человека.
Обучающиеся получают представление о некоторых полезных ископаемых (уголь, нефть,
торф – горючие полезные ископаемые; гранит, известняк, песок, глина - строительный материал;
алюминий, медь – цветные металлы), знакомится со способами добычи. Познакомить с
использованием полезных ископаемых (продукты переработки нефти (бензин, керосин) используют
в качестве горючего для машин, из золота делают ювелирные украшения, гранит используют при
строительстве зданий). Внимание обращается на экономное использование недр земли.
Дидактическая игра «Дары Земли».
Тема. Полезные ископаемые. Песок.
Ознакомление учащихся с песком как полезном ископаемом, со свойствами песка, через
исследовательскую деятельность, используя опыты. Выявить сыпучесть песка, изменения
плотности и веса при взаимодействии с водой, способность пропускать воду. Добыча песка,
применение.
Тема. Вода и её свойства.
Учащиеся получают представления о воде, наблюдая за водой в быту и природе (вода из
крана, колодца, в реке, дождь), знакомить со свойствами воды (текучая, прозрачная, без цвета,
запаха, вкуса, способна растворять некоторые вещества (сахар, соль), непостоянство формы, три
состояния – пар, жидкость, лед). Дидактические игры «Какой бывает вода?», «Необычная рыбалка».
Тема. Значение воды в природе и жизни человека.
Учащиеся знакомятся со значением воды в природе и жизни человека (пьют, поливают,
моются, стирают, готовят). Познакомить с необходимостью охраны воды, её бережного
употребления, употребления в пищу чистой воды. Дидактические игры «Где прячется вода?»,
«Кому нужна вода?».
Раздел «Временные представления»
Тема. Времена года. Осень.
Учащиеся получают представления о характерных признаках времени года, учатся их
называть, наблюдают за изменениями в природе, погоде; знакомится с сезонными изменениями,
происходящими в жизни животных и человека.
Тема. Осенние месяцы.
Формирование знания осенних месяцев, их последовательности. Умение по схемам назвать
осенние месяцы. Описание природы по сюжетным картинам. Влияние солнца на смену времени
года. Изменения в природе. Отгадывание загадок, временные представления. Основные признаки
осени. Слушание стихов об осени.
Тема. Природные явления осени.
Учащиеся получают представление о явлениях природы, их особенностях, учатся различать
и называть явления природы. Учатся соотносить явление природы с временем года.
Тема. Времена года. Зима.
Учащиеся получают представления о характерных признаках времени года, учатся их
называть, наблюдают за изменениями в природе, погоде; знакомится с сезонными изменениями,
происходящими в жизни животных и человека.
Тема. Зимние месяцы.
Формирование знания зимних месяцев, их последовательности. Умение по схемам назвать
зимние месяцы. Описание природы по сюжетным картинам. Формирование понимания причины
долготы дня и ночи зимой.
Тема. Природные явления зимы.
Учащиеся получают представление о явлениях природы, их особенностях, учатся различать
и называть явления природы. Учатся соотносить явление природы с временем года.
Тема. Времена года. Весна.
Учащиеся получают представления о характерных признаках времени года, учатся их
называть, наблюдают за изменениями в природе, погоде; знакомится с сезонными изменениями,
происходящими в жизни животных и человека.
Тема. Весенние месяцы.
Формирование знания весенних месяцев, их последовательности. Умение по схемам назвать
весенние месяцы. Описание природы по сюжетным картинам. Влияние солнца на смену времени
года. Изменения в природе. Отгадывание загадок, временные представления. Основные признаки
весны. Слушание стихов о весне.
Тема. Природные явления весны.
Учащиеся получают представление о явлениях природы, их особенностях, учатся различать
и называть явления природы. Учатся соотносить явление природы с временем года.
Тема. Времена года. Лето.
Учащиеся получают представления о характерных признаках времени года, учатся их
называть, наблюдают за изменениями в природе, погоде; знакомится с сезонными изменениями,
происходящими в жизни животных и человека.
Тема. Природные явления лета.
Учащиеся получают представление о явлениях природы, их особенностях, учатся различать
и называть явления природы. Учатся соотносить явление природы с временем года.
Тема. Представление о годе как о последовательности.
Учащиеся закрепляют представления о годе как единице измерения времени. Учатся
называть отдельные месяцы, месяцы по сезонам. Повторение понятия «календарь», ориентировка в
календаре (определять год, текущий месяц, дни недели, предстоящую дату и т.д.).
Раздел «Растительный мир»
Тема. Что растёт в лесу?
Расширять знания учащихся о растительном мире на примере леса. Взаимосвязь растений с
окружающей средой, многообразие растений. Бережное, гуманное отношение к растениям.
Тема. Съедобные и несъедобные грибы.
Учащиеся учатся узнавать грибы по внешнему виду, различать и называть их; определять
место, где растут грибы (лес), объединять в группы (съедобные/ несъедобные грибы). Знакомятся со
значением грибов в природе и жизни человека, со способами их переработки. Внимание обращается
на соблюдение мер предосторожности. Дидактическая игра «Грибники».
Тема. Грибы. Подосиновик.
Знакомство с грибами – подосиновиками. Учащиеся учатся узнавать грибы по внешнему
виду, знакомятся с их строением, учатся различать и называть их; определять место, где растут
грибы. Внимание обращается на соблюдение мер предосторожности. Дидактическая игра «Почему
грибы так называются?»
Тема. Дары осени. Фрукты.
Учащиеся учатся узнавать и различать фрукты по внешнему виду, запаху, вкусу; различать
съедобные и несъедобные части фрукта; знакомятся с местом, где растут фрукты. Примерный
алгоритм узнавания (различения) фруктов:
1.
Знакомство с реальным объектом (необходимо познакомиться с формой, запахом,
вкусом изучаемого фрукта);
2.
Узнавание фруктов на фотографиях или картинках;
3.
Различение фруктов.
Дидактические игры «Что где растёт?», «Кисло-сладко».
Тема. Дары осени. Овощи.
Учащиеся учатся узнавать овощи по внешнему виду, запаху, вкусу; различать съедобные и
несъедобные части овоща; знакомится с местом, где растут овощи. Примерный алгоритм узнавания
(различения) овощей:
1.
Знакомство с реальным объектом (необходимо познакомиться с формой, запахом,
вкусом изучаемого овоща);
2.
Узнавание фруктов на фотографиях или картинках;
3.
Различение фруктов.
Дидактические игры «Что где растёт?», «Вершки-корешки».
Тема. Значение фруктов и овощей в жизни человека.
Учащиеся знакомится со значением фруктов в жизни человека, получает представления о
сборе урожая, знакомится со способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема и др.).
Знакомятся со значением овощей в жизни человека, получает представления о сборе урожая,
знакомится со способами переработки овощей (варка, жарка, засол, маринование и др.).
Дидактическая игра «Заготовки на зиму».
Тема. Лесные ягоды. Значение лесных ягод в жизни человека.
Учащиеся учатся узнавать ягоды по внешнему виду, запаху, на вкус, называть их; учатся
объединять в группы по месту, где растут (лесные). Внимание обращается на то, что некоторые
ягоды растут на кустах, другие на маленьких кустиках, а некоторые ягоды являются плодами
травянистых растений. Знакомятся со значением ягод в жизни человека, со способами переработки.
Внимание обращается на соблюдение мер предосторожности.
Тема. Лесные ягоды. Клюква.
Знакомство с ягодой – черникой. Учащиеся учатся узнавать ягоды по внешнему виду, запаху,
на вкус. Место произрастания. Значение и польза для человека.
Тема. Лиственные деревья.
Учащиеся знакомится с лиственными деревьями, отличительными особенностями; учатся
называть их, объединять в группы. Учащиеся получают представления о значении деревьев в
природе и жизни человека.
Тема. Лиственные деревья. Ива.
Учащиеся знакомится с лиственным деревом – ива. Составление описательного рассказа по
существенным признакам.
Тема. Хвойные деревья.
Учащиеся знакомится с хвойными деревьями, отличительными особенностями; учатся
называть их, объединять в группы. Учащиеся получают представления о значении деревьев в
природе и жизни человека.
Тема. Хвойные деревья. Лиственница.
Учащиеся знакомится с хвойным деревом – лиственница. Составление описательного
рассказа по существенным признакам.
Тема. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
Усвоение обобщающего понятия комнатные растения, различие их с уличными. Их
названия. Условия необходимые для роста. Цветы на школьном окне. Различие комнатных растений
между собой. Цветы на школьном окне. Различие комнатных растений между собой.
Влаголюбивые, засухоустойчивые комнатные растения, светолюбивые и тенелюбивые. Уход за
комнатными растениями.
Тема. Травянистые растения.
Учащиеся знакомятся с травянистыми растениями, их строением, местом произрастания;
учатся узнавать дикорастущие травы, пряные травянистые растения, за которыми ухаживает
человек, по внешнему виду, запаху, учится различать и называть их; определять место, где они
растут (в огороде на грядке). Ребенок знакомится со значением трав в жизни человека.
Тема. Травянистые растения. Крапива.
Учащиеся знакомятся с травянистым растением - крапива, его строением, местом
произрастания.
Тема. Дикорастущие цветы.
Учащиеся учатся узнавать дикорастущие цветы по внешнему виду, знакомятся с их
строением, учатся различать и называть их; определять место, где растут цветы (луг, сад, лес).
Знакомятся с особенностями цветов, их значением в природе и жизни человека.
Тема. Дикорастущие цветы. Василек.
Учащиеся знакомятся с дикорастущим цветком - василек, его строением, местом
произрастания. Дидактическая игра «Цветы – подарок природы».
Тема. Лекарственные растения. Значение лекарственных растений в жизни человека.
Учащиеся получают представления о лекарственных растениях, их целебных свойствах,
правилах сбора и хранения, их использовании. Дидактическая игра «Растения-врачи».
Тема. Лекарственные растения. Ромашка.
Знакомство с лекарственным растением - ромашка. Сформировать представления о месте
произрастания (растения луга); знания о целебной силе ромашки; представления о
профессиональных действиях фармацевта, аптекаря. Дидактическая игра «Лесная аптека».
Тема. Зерновые культуры. Значение зерновых культур в жизни человека.
Учащиеся знакомятся с зерновыми культурами, их строением, учатся различать по внешнему
виду, называть их; знакомится с местом, где растут зерновые культуры. Получают представление о
значении зерновых культур в жизни человека; уважении к труду хлебороба, уважительному
отношению к хлебу.
Тема. Зерновые культуры. Овёс.
Учащиеся знакомятся с зерновой культурой – овёс. Получают представление о значении
пшеницы в жизни человека; уважении к труду хлебороба, уважительному отношению к хлебу.
Тема. Садовые цветы. Значение садовых цветов в жизни человека.
Учащиеся учатся узнавать садовые цветы по внешнему виду, знакомятся с их строением,
учатся различать и называть их; определять место, где растут цветы. Знакомятся с особенностями
цветов, их значением в жизни человека.
Тема. Садовые плодово-ягодные культуры. Значение в жизни человека.
Учащиеся знакомятся с садовыми плодово-ягодными культурами, особенностями строения,
учатся различать их, знакомятся с плодами. Знакомятся с особенностями плодово-ягодных культур,
их значением в жизни человека.
Раздел «Животный мир»
Тема. Дикие животные. Значение диких животных в жизни человека.
Уточнение и расширение знаний о диких животных, их детенышах, особенностях внешнего
вида, звуках, которые издают, их питании и передвижении. Отрабатывается навык в назывании
диких животных, объединения в группу по месту обитания, знакомятся со значением животных в
жизни человека. Логоритмическая игра «На водопой». Дидактические игры «Кто где живет?», «Кто
чем питается?», «Узнай зверя по описанию», «Кто как голос подает?», «Четвертый лишний»,
«Доскажи словечко».
Тема. Дикие животные. Енот.
Знакомство с диким животным – енот. Учащиеся узнают внешний вид, питание, повадки,
образ жизни, приспособление к природным условиям. Учатся составлять описательный рассказ о
животном.
Тема. Дикие животные. Бобр.
Знакомство с диким животным – бобр. Учащиеся узнают внешний вид, питание, повадки,
образ жизни, приспособление к природным условиям. Учатся составлять описательный рассказ о
животном.
Тема. Домашние животные и птицы. Значение в жизни человека.
Уточнение и расширение знаний о домашних животных и птиц, их детенышах, особенностях
внешнего вида, звуках, которые издают домашние животные и птицы, их питании и передвижении.
Отрабатывается навык в назывании домашних животных и птиц, объединения в группу по месту
обитания, знакомятся со значением животных в жизни человека, учатся ухаживать за ними.
Дидактические игры «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Узнай животное/птицу по
описанию», «Кто как голос подает?», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко».
Тема. Птицы. Строение и особенности внешнего вида птиц.
Учащиеся знакомятся с птицами, особенностями их внешнего вида, звуками, которые издают
птицы, чем питаются, как передвигаются. Учатся называть их, объединять в группу по месту
обитания, знакомятся со значением птиц в жизни человека. Учащиеся получают представление о
строении птицы, его отличии от других представителей животного мира.
Тема. Зимующие птицы.
Учащиеся знакомятся с птицами, особенностями их внешнего вида, их питанием, способом
передвижения. Учатся называть их, объединять в группу по месту обитания. Значение птиц в жизни
человека и в природе. Внимание обращается на то, что зимующие птицы нуждаются в заботе
человека (корм, кормушки).
Тема. Зимующие птицы. Сова.
Учащиеся знакомятся с зимующей птицей - сова, особенностями её внешнего вида,
питанием, способом передвижения. Забота человека о зимующих птицах.
Тема. Зимующие птицы. Дятел.
Учащиеся знакомятся с зимующей птицей - дятел, особенностями её внешнего вида,
питанием, способом передвижения. Забота человека о зимующих птицах.
Тема. Перелётные птицы.
Учащиеся знакомятся с птицами, особенностями их внешнего вида, их питанием, способом
передвижения. Учатся называть их, объединять в группу по месту обитания. Значение птиц в жизни
человека и в природе.
Тема. Перелётные птицы. Грач.
Учащиеся знакомятся с птицей - грач, особенностями её внешнего вида, питанием, способом
передвижения.
Тема. Водоплавающие птицы.
Учащиеся знакомятся с птицами, особенностями их внешнего вида, их питанием, способом
передвижения. Учатся называть их, объединять в группу по месту обитания. Значение птиц в жизни
человека и в природе.
Тема. Водоплавающие птицы. Пеликан.
Учащиеся знакомятся с птицей - пеликан, особенностями её внешнего вида, питанием,
способом передвижения.
Тема. Рыбы. Строение тела рыб.
Учащиеся знакомятся с рыбами, особенностями их внешнего вида, их питанием, местом
обитания. Учащиеся получают представление о строении рыбы, его отличии от других
представителей животного мира.
Тема. Речные рыбы. Значение речных рыб в жизни человека.
Учащиеся получают представление о речных рыбах, особенностях внешнего вида, способе
передвижения, их питании (едят водоросли, других рыб). Учащиеся учатся узнавать их по
внешнему виду, называть; знакомятся со значением рыб в жизни человека, в природе.
Тема. Речные рыбы. Щука.
Учащиеся знакомятся с речной рыбой - щукой, особенностями её внешнего вида, питанием,
способом передвижения.
Тема. Насекомые. Стрекоза.
Учащиеся получают представление о строении насекомого на примере стрекозы, его отличии
от других представителей животного мира. Узнают о его обитании, питании.
Тематическое планирование
№
Тема
1
Объекты природы
Кол-во
часов
2
2
3
Временные представления
Растительный мир
1
2
4
Животный мир
2
5
Объекты природы
4
6
Растительный мир
2
7
8
Временные представления
Животный мир
1
6
9
Растительный мир
3
Тема урока
Наша планета - Земля. Небесные тела.
Воздух и его свойства. Значение воздуха в природе и
жизни человека
Времена года. Осень. Природные явления осени.
Что растёт в лесу? Съедобные и несъедобные грибы.
Дары осени. Фрукты. Овощи.
Дикие животные. Значение диких животных в жизни
человека
Дикие животные.
Земля и небо.
Месторасположение объектов на земле и небе.
Формы земной поверхности.
Земная поверхность на карте.
Лесные ягоды. Значение лесных ягод в жизни человека
Лесные ягоды.
Времена года. Зима. Природные явления зимы.
Домашние животные и птицы. Значение в жизни человека.
Птицы. Строение и особенности внешнего вида птиц.
Зимующие птицы.
Перелётные птицы
Водоплавающие птицы.
Рыбы. Строение тела рыб.
Лиственные деревья
Хвойные деревья.
10
Объекты природы
5
11
12
Временные представления
Растительный мир
1
5
13
Временные представления
1
35
Итого
Комнатные растения.
Уход за комнатными растениями.
Лес. Значение леса в природе и жизни человека.
Луг. Значение луга в природе и жизни человека.
Почва. Виды почв.
Значение полезных ископаемых в жизни человека
Полезные ископаемые.
Времена года. Весна. Природные явления весны.
Травянистые растения. Дикорастущие цветы
Лекарственные
растения.
Значение
лекарственных
растений в жизни человека
Зерновые культуры. Значение зерновых культур в жизни
человека.
Садовые цветы. Значение садовых цветов в жизни
человека.
Садовые плодово-ягодные культуры. Значение в жизни
человека
Времена года. Лето. Природные явления лета.