Логопедические занятия УО

Приложение № 3.16 к адаптированной
Огибенина
Татьяна
Викторовна

Подписано
цифровой подписью:
Огибенина Татьяна
Викторовна

образовательной программе для детей
с умственной отсталостью (интеллектуальные
нарушения)

Рабочая
программа
логопедических
занятий

1. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Логопедические занятия» является:

осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.

овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;

проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные учебные
действия:

Коммуникативные учебные
действия:

Регулятивные учебные
действия:

испытывать чувство гордости за свою страну
гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей
адекватно эмоционально откликаться на произведения
литературы, музыки, живописи и др.
уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности; активно включаться в
общеполезную социальную деятельность
бережно относиться к культурно-историческому
наследию родного края и страны.
вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых)
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать
его, использовать разные виды делового письма для
решения жизненно значимых задач
использовать доступные источники и средства
получения информации для решения коммуникативных
и познавательных задач.
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления

Познавательные учебные
действия

осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения практических и учебных задач
осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в
процессе деятельности
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Дифференцированно воспринимать окружающий мир,
его временно-пространственную организацию
использовать усвоенные логические операции
(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями
использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

Основные требования к знаниям и умениям обучающийся должен знать:
- понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение»,
«рассказ».
- роль гласных и согласных и слове;
- смысловые и грамматические признаки слов-предметов, действий, отношений,
признаков; вопросительные слова к словам-предметам, действиям, признакам;
- условно - графические схемы слов и предложений;
- принцип построения простого предложения и возможность его распространения;
- существительные изменяются по числам и падежам;
- глаголы изменяются по числам, родам и временам;
- возможности использования способов словообразования.
обучающийся должен уметь:
- говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно;
- производить фонетический разбор; делить слова на слоги, определять количество
звуков и слогов в словах различной слоговой структуры, определять характер звуков:
гласные /ударные, безударные/, согласные /звонкие - глухие, твердые - мягкие/,
соотносить количество звуков и букв в словах;
- образовывать нужную в предложении форму слова;
- использовать в предложении слова различных частей речи /существительные,
глаголы, прилагательные/, устанавливать связь между ними по вопросам;
- отвечать на вопросы, используя слова вопроса;
- составлять предложения по опорным словам по картинкам и сериям картинок, по
графической схеме;
- группировать слова, словосочетания, предложения по заданному признаку;
- пользоваться формами словообразования и словоизменения для точности выражения
мысли;
- использовать грамматические, конструкции словосочетаний с существительными /по
типу согласования/ и с глаголами /по типу управления и примыкания/.
Предполагаемый результат
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.

Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно
произносить слова различной звуко-слоговой структуры, делить слова на слоги, выделять
ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость
согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных
согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно
употреблять разделительный мягкий знак.
Лексико-грамматический строй речи.
Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать
существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и
неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных.
Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять
многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть
практическими
способами
словообразования
и
словоизменения.
Проводить
морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их
правописания.
Предложение и связная речь.
Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять
предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных
членах. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную
мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану.
Будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
УУД как основа умения учиться в соответствие с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта.
Предметные результаты освоения программы:
- формирование интереса к изучению русского языка;
- овладение основами грамотного письма;
- коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;
- осознанно, правильно, плавно читать вслух целыми словами с использованием
некоторых средств устной выразительности речи;
- участие в обсуждении прочитанных произведений;
- использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
- осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных
задач; расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой
основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи.
2. Содержание коррекционного курса
Основные направления коррекционной работы:

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);

развитие фонетического слуха и восприятия;

развитие навыков звукового анализа и синтеза;

диагностика и коррекция лексической стороны речи;

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

развитие связной речи;

развитие пространственно-временных представлений;

развитие коммуникативной функции речевого общения;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

развитие мелкой моторики;

Коррекция нарушений чтения и письма.

Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению и
развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует
подготовке школьника к усвоению учебного материала.
В начале учебного года проводится обследование речи обучающихся в течение
двух недель. В конце учебного года также проводится обследование речи обучающегося.
Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от
индивидуальных особенностей речевого развития ребёнка.
3. Тематическое планирование
5 -9 класс
№
1
2,3

4,5
6,7
8,9
10,11
12,13
14,15
16,17
18,19
20
21
22,23
24,25,
26
27,28
29,30
31
32

33
34,35

Тема коррекционного занятия
Обследование состояния произносительной, лексикограмматической сторон речи, связной речи.
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки и буквы
Обследование словарного запаса. Обследование грамматического
строя речи
Обследование слоговой структуры слова. Обследование чтения
Согласные звуки и буквы
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце
и в середине слова)
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных
двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного
мягкого и твёрдого знаков.
Непроизносимые согласные.
Удвоенные согласные.
Проверочная работа
Морфемика и словообразование
Основа слова и окончание.
Окончание – значимая часть слова.
Корень слова. Однокоренные слова.

Кол-во часов
1
2

2
2

2
2
2
2
2
2
1

1
2
3

Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с
приставками.
Суффикс. Образование прилагательных с помощью различных
суффиксов
Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью
различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-).
Проверочная работа
Словоизменение
Имя существительное
Изменение существительных по числам.
Изменение существительных по падежам.

2
2
1
1

1

2
36,37

Изменение существительных по падежам.

39,40
41
42,43

Закрепление пройденного
Имя прилагательное
Имена прилагательные
Род имён прилагательных.
Выделение ведущих признаков предметов. (цвет, величина)

44,45

Выделение ведущих признаков предметов. (форма,вкус)

46,47

Изменение прилагательных по числам.

38

2
1
2
1
2
2

48
49,50
51
52,53
54
55,56
57
58
59,60,
61
62,63
64,65
66,67
68

Закрепление пройденного
Глагол
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
Согласование глаголов с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем
существительным.
Закрепление пройденного
Проверочная работа
Развитие анализа структуры предложения
Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены
предложения. Однородные члены предложения.
Грамматическая основа предложения.
Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения.
Проверочная работа.
Работа над ошибками.
Диагностика устной речи. Обобщающее занятие.

2
1
2
1
2
1
2
1
1

3
2
2
2
1

69,70
Всего:

70 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».