Чтение (литературное чтение) УО

Огибенина
Татьяна
Викторовна

Подписано
цифровой подписью:
Огибенина Татьяна
Викторовна

Приложение № 3.2 к адаптированной основной
образовательной программе для детей с умственной отсталостью

Рабочая программа учебного предмета
«Чтение (литературное чтение)»
5 – 9 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Чтение (литературное чтение)»
Минимальный уровень:
 правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
 определение темы произведения (под руководством учителя);
 ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими
словами;
 участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного
и разобранного под руководством учителя текста;
 пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);
 выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
 установление последовательности событий в произведении;
 определение главных героев текста;
 составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана
и по вопросам учителя;
 нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с
помощью учителя;
 заучивание стихотворений наизусть (7-9);
 самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
 правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
 ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
 определение темы художественного произведения;
 определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
 самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
 формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
 различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
 определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
 пересказ текста по коллективно составленному плану;
 нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и
смысла с опорой на контекст;
 ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с
помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
 знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.

2

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать
чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям
труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную
деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять
цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных
видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;использовать усвоенные логические операции (сравнение,
анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической
деятельности
в
соответствии
с
индивидуальными
возможностями;использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами.
Предметными результатами освоения программы по чтению ( литературному
чтению) являются:
1) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием
некоторых средств устной выразительности речи;
2) участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать
отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом
принятых в обществе норм и правил;
3) представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем;
4) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся:
5 класс:
Учащиеся должны знать:
•
наизусть 6—8 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
3

•
читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать
«про себя», выполняя задания учителя;
•
отвечать на вопросы учителя;
•
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты — самостоятельно.
6 класс:
Учащиеся должны знать:
•
наизусть 8—10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
•
читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
•
выделять главную мысль произведения;
•
определять основные черты характера действующих лиц;
•
пересказывать текст по плану полно и выборочно.
7 класс:
Учащиеся должны знать:
•
наизусть 10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
•
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
•
выделять главную мысль произведения;
•
характеризовать главных действующих лиц;
•
пересказывать содержание прочитанного.
8 класс:
Учащиеся должны знать:
•
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Учащиеся должны уметь:
•
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
•
выделять главную мысль произведения;
•
давать характеристику главным действующим лицам, оцени¬вать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
•
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
9 класс:
Учащиеся должны знать:
•
наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Учащиеся должны уметь:
•
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
•
выделять главную мысль произведения;
•
давать характеристику главным героям;
•
высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
•
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
2. Содержание учебного предмета «Чтение ( литературное чтение)»
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка,
былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зару4

бежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и
научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники,
детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во
имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей,
их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть,
жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы,
рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
 литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ,
басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
 присказка, зачин, диалог, произведение.
 герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
 стихотворение, рифма, строка, строфа.
 средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
 элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной
мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам.
Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Содержание программы в 5 классе.
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, его героизме в труде и ратных
подвигах; политических событиях в жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг к
другу; родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного
произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление
отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев,
события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование
подстрочным словарем.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с
5

помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача
содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя:
найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких
отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Рекомендуемая литература (на в ы б о р )
Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнечный камень», «Горный мастер».
БианкиВ.В. «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чудовище», «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».
Волков Л.М. «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин
Джюс и его деревянные солдаты».
Гайдар Л.П. «Чук и Гек».
Житков Б.С. «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказочка про Козявочку»,
«Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказка про храброго зайца — длинные уши,
косые глаза, короткий хвост».
Носов Н.Н. «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы», «Веселая семейка».
Осеева В.А. «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
Паустовский К.Г. «Похождение жука-носорога».
Пермяк ЕЛ. «Семьсот семьдесят семь мастеров».
Полевой Б.Н. «Сын полка».
Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки
Мазая».
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Скребицкий ГЛ. «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка», «Заботливая мамаша», «Ушан», «Сиротка».
Содержание программы в 6 классе.
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о: героическом прошлом и настоящем нашей Родины; событиях в мире;
труде людей;
родной природе и бережном отношении к ней; знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами
литературного произношения; чтение «про себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
6

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов;
подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя
слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих
лиц, выявление своего к ним отношения.
Рекомендуемая литература (на в ы б о р )
Астафьев В.П. «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка».
Бажов П.П. «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне»,
«У старого рудника», «Уральские были».
Беляев А.Р. «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».
БианкиВ.В. «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица»,
«Морской чертенок».
Волков А. М. «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
Гайдар АЛ. «Тимур и его команда».
КассильЛ.А. «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего
сына».
Катаев В.П. «Белеет парус одинокий».
Маршак СЯ. «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров»,
«Приключения в дороге».
Мамин-Сибиряк Л.Н. «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото»,
«Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Олеша Ю.К. «Три толстяка».
Паустовский К.Г. «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
Пермяк ЕЛ. «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».
Пришвин М.М. «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Скребицкий ГЛ. «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож». Толстой А.Н. «Золотой ключик или приключения Буратино».

7

Содержание программы в 7 классе.
Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений
классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова,
Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А. П. Чехова.
Произведения А.М. Горького, Н.А. Островского, А.Т. Твардовского, С.Я. Маршака, С.В.
Михалкова, Н.П. Кончаловской, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, А. Рыбакова, А.Г. Алексина, Е.И. Носова, Ч.И. Айтматова, Р.П. Погодина.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание
их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах
и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Умение передать главную
мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Астафьев В.П. «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха».
Беляев А.Р. «Чудесное око».
Бианки В.В. «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик»,
«Вести из леса».
Гайдар А.П. «Судьба барабанщика».
Горький А.М. «Детство».
Дефо Д. «Робинзон Крузо».
Жюль Верн «Дети капитана Гранта».
Кассиль Л. «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».
Катаев В.П. «Хуторок в степи».
Короленко В.Г. «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч», «Дети подземелья».
ЛагинЛ.Н. «Старик Хоттабыч».
Паустовский К.Г. «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза»,
«Жильцы старого дома».
8

Свифт Дж. «Путешествие Гулливера».
Сурков АЛ. Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростных битв», «Под вечер
в гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте»,» Защитник Сталинграда»).
Чехов А.П. «Спать хочется», «Каштанка».
Содержание программы по русскому языку в 8 классе.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков
русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова,
Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Л.Н. Толстого, АН. Майкова,
Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова
Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, В.П. Катаева, Б.Н. Полевого, А.А. Суркова, Ю.М. Нагибина, А.Г. Алексина,
Л.И. Ошанина, С.В. Михалкова, А. Рыбакова.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью
учителя, иллюстрирование черт характера
героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на в ы б о р )
Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной»,
«Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».
Беляев А.Р. «Золотая гора», «Прыжок в ничто».
Бондарев Ю.В. «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит огня».
Ваншенкин КЯ. Стихотворения.
Гайдар А.П. «Школа».
Есенин С.А. Стихотворения.
Искандер ФА. «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».
Каверин В А. «Два капитана».
9

Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» (отрывки).
Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке».
Рубцов Н.М. Стихотворения.
Симонов К.М. Стихотворения.
Сурков А А. Стихотворения.
Чехов А.П. «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».
Шукшин В.М. «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода»
Содержание программы по русскому языку в 9 классе.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков
русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных
качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова,
Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П.
Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина.
Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова, В.М. Шукшина, Ф.А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф.А. Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на в ы б о р )
Ахматова АЛ. Стихотворения.
Беляев А.Р. «Человек-амфибия».
Богомолов В.О. «Иван».
Бондарев Ю.В. «Последние залпы», «Горячий снег».
Быков В.В. «Альпийская баллада», «Обелиск».
Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие».
Жюль Верн «Таинственный остров».
Воскресенская 3. «Сердце матери».
Горький А.М. «В людях», «Мои университеты».
10

Есенин С Л. Стихотворения.
Зощенко М.М. Рассказы.
Искандер ФЛ. «Сандро из Чегема».
Паустовский К.Г. «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы
рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».
Сурков АЛ. Стихотворения.
Толстой JI.H. «Севастопольские рассказы» (выборочно).
Цветаева М.Н. Стихотворения.
Чехов А.П. «Дом с мезонином».
Шукшин В.М. «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».

№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Раздел
Устное народное
творчество
Сказки

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Картины родной
природы. Лето

3. Тематическое планирование
5 класс
Тема урока
Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.
Пословицы и поговорки. Загадки
Никита Кожемяка (Русская сказка).
Никита Кожемяка (Русская сказка).
Как наказали медведя (Тофаларская сказка)
Как наказали медведя (Тофаларская сказка)
Золотые руки (Башкирская сказка)
Золотые руки (Башкирская сказка)
Морозко (Русская сказка).
Морозко (Русская сказка).
Морозко (Русская сказка).
Два мороза (Русская сказка).
Два мороза (Русская сказка).
Три дочери (Татарская сказка)
Три дочери (Татарская сказка)
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. (Отрывки) А. С. Пушкин.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. (Отрывки) А. С. Пушкин.
Серая шейка. По Д. Мамину-Сибиряку.
Серая шейка. По Д. Мамину-Сибиряку.
Июнь. Г. Скребицкий.
«Ярко солнце светит..» И. Суриков.
Июльская гроза. (Отрывки.) А. Платонов.
Июльская гроза. (Отрывки.) А. Платонов.
Июльская гроза. (Отрывки.) А. Платонов.
Июльская гроза. (Отрывки.) А. Платонов.
Берёзка. А. Прокофьев.
Берёзка. А. Прокофьев.
«Вот и клонится лето к закату…» Ю. Гордиенко.
11

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

Картины родной
природы. Осень.

О друзьяхтоварищах

Басни И.А. Крылова

Спешите делать
добро

63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.

Картины родной
природы. Зима

«Вот и клонится лето к закату…» Ю. Гордиенко.
Сентябрь. По Г. Скребицкому.
Золотая осень. По И. Соклову-Микитову.
Золотая осень. По И. Соклову-Микитову.
Осень. К. Бальмонт.
Добро пожаловать! По Г. Скребицкому.
Добро пожаловать! По Г. Скребицкому.
Осенние грусти .. По В. Астафьеву.
Первый снег. И. Бунин.
Колючка. Ю. Яковлев.
Колючка. Ю. Яковлев.
Колючка. Ю. Яковлев.
Рыцарь Вася. Ю. Яковлев.
Рыцарь Вася. Ю. Яковлев.
Витя Малеев в школе и дома. (Отрывок.) Н.
Носов.
«Фосфорический мальчик. В. Медведев.
«Фосфорический мальчик. В. Медведев.
Дорогой подарок. Л. Воронкова.
Дорогой подарок. Л. Воронкова.
Твой друг. Я. Аким.
Ворона и лисица.
Щука и кот.
Р.р.Щука и кот.
Квартет.
Будущий олимпиец. Н. Хмелик.
Будущий олимпиец. Н. Хмелик.
Слепой домик. О. Бондарчук.
Бабка. В. Осеева.
Бабка. В. Осеева.
Бабка. В. Осеева.
Сухой хлеб. А. Платонов.
Сухой хлеб. А. Платонов.
Сухой хлеб. А. Платонов.
Люся. (Отрывок из повести «Последний
срок».) В. Распутин.
Люся. (Отрывок из повести «Последний
срок».) В. Распутин.
Труд. В. Брюсов.
Огромное небо. Р. Рождественский.
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Г. Скребицкий «Декабрь»
К. Бальмонт «К зиме»
Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.

Картины родной
природы. Весна

77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.

О животных

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
С. Есенин «Поёт зима – аукает…»
С. Есенин «Берёза»
А. Пушкин «Зимняя дорога»
Обобщающий урок по теме «Картины родной
природы. Зима»
Весна. Г. Скребицкий «Март»
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле
тает…»
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю
дедушки Мазая»
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю
дедушки Мазая»
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)
Г. Скребицкий «Весна - красна»
Г. Скребицкий «Грачи прилетели»
Г. Скребицкий «Заветный кораблик»
Г. Скребицкий «В весеннем лесу»
А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из
повести «Детство Никиты»)
А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из
повести «Детство Никиты»)
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
А. Блок «Ворона»
Е. Серова «Подснежник»
И. Соколов – Микитов «Весна»
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»
С. Есенин «Черёмуха»
Я. Аким «Весна, Весною, о весне»
Обобщающий урок по теме «Картины родной
природы. Весна»
Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение»
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»
(отрывки из повести «Детство Тёмы»)
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»
(отрывки из повести «Детство Тёмы»)
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»
(отрывки из повести «Детство Тёмы»)
А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести
«Детство Никиты»)
А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести
«Детство Никиты»)
А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести
13

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.

Из прошлого нашего народа

115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.

Из произведений
зарубежных писателей

«Детство Никиты»)
А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести
«Детство Никиты»)
К. Паустовский «Кот Ворюга»
К. Паустовский «Кот Ворюга»
Б. Житков «Про обезьянку»
Б. Житков «Про обезьянку»
Б. Житков «Про обезьянку»
Э. Асадов «Дачники»
Э. Асадов «Дачники»
Э. Асадов «Дачники»
С. Михалков «Будь человеком»
С. Михалков «Будь человеком»
Обобщающий урок по теме «О животных»
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик»
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва»
По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»
По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»
Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…»
(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»
Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»
Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок»
Обобщающий урок по теме «Из прошлого
нашего народа»
В.Гюго «Гаврош» (отрывки)
В.Гюго «Гаврош» (отрывки)
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)
14

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса
с дикими гусями»
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса
с дикими гусями»
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса
с дикими гусями»
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)

132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)
Обобщающий урок по теме
Урок-викторина. Рекомендации для летнего
чтения

139.
140.

№
Раздел
урока
1.
Моя Родина
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Золотая осень

6 класс
Тема урока
Урок внеклассного чтения. Самые интересные книги, прочитанные летом.
По Пескову «Отечество».
М. Ножкин «Россия».
М. Пришвин «Моя родина».
В. Бианки "Сентябрь"
И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
Ю. Качаев «Грабитель».
Б. Житков «Белый домик».
Б. Житков «Белый домик».
А. Белорусец «Звонкие ключи».
А. Белорусец «Звонкие ключи».
А. Белорусец «Звонкие ключи».
А. Белорусец «Звонкие ключи».
К. Паустовский «Заячьи лапы»
К. Паустовский «Заячьи лапы»
К. Паустовский «Заячьи лапы»
И. Тургенев «Осенний день в березовой роще».
Е. Носов «Хитрюга».
Е. Носов «Хитрюга».
В. Бианки «Октябрь».
Урок внеклассного чтения. По В. Астафьеву
«Белогрудка»
Обобщающий урок.
С. Михалков «Будь человеком».
15

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Страницы истории

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.

Что такое хорошо,
что такое плохо

Здравствуй, гостья - Зима

Б. Заходер «Петя мечтает».
По Д. Биссету «Слон и муравей».
По Д. Биссету «Кузнечик Денди».
Дж. Рожари «Как один мальчик играл с палкой».
Дж. Родари «Пуговкин домик».
Дж. Родари «Пуговкин домик».
Урок внеклассного чтения. М.Пришвин
«Лесной хозяин»
Обобщение пройденного.
Отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей -разбойник».
Ф. Глинка «Москва».
В. Бианки «Ноябрь».
Тестирование по пройденному материалу.
Проверка техники чтения.
Литературный ринг.
Литературные игры.
По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря»
По С.Алексееву «На берегу Невы»
По С.Алексееву «Рассказы о русском подвиге» («Медаль»)
По С.Алексееву «Рассказы о русском подвиге» («Гришенька»)
По Е.Холмогоровой «Великодушный русский
воин» («Серебряный лебедь»)
По Е.Холмогоровой «Великодушный русский
воин» («Боевое крещение»)
По Е.Холмогоровой «Великодушный русский
воин» («День рождения Наполеона»)
По Е.Холмогоровой «Великодушный русский
воин» («В дни спокойные»)
Урок внеклассного чтения.
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи»
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи»
Е. Пермяк «Тайна цены»
Е. Пермяк «Тайна цены»
Д.Гальпериной (перевод) «Здравствуйте»
В.Бианки «Декабрь»
Е.Благинина «Новогодние загадки»
А.Никитин «Встреча зимы»
А.Дорохов «Теплый снег»
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Д.Хармс «Пушкин»
В.Бианки «Январь»
16

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.

Весна-красна

Х.-К.Андерсен «Ель»
Х.-К.Андерсен «Ель»
Х.-К.Андерсен «Ель»
Х.-К.Андерсен «Ель»
А. Чехов «Ванька».
И.Никитин «Весело сияет».
И.Суриков «Белый снег пушистый».
М.Зощенко «Елка».
М.Зощенко «Елка».
Ю. Рытхэу «Пурга».
Ю. Рытхэу «Пурга».
Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость».
В.Бианки «Февраль».
С.Маршак «Двенадцать месяцев».
С.Маршак «Двенадцать месяцев».
С.Маршак «Двенадцать месяцев».
С.Маршак «Двенадцать месяцев».
Просмотр мультфильма по одноименной
сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев»
По Х.-К.Андерсену «Снежная королева».
По Х.-К.Андерсену «Снежная королева».
По Х.-К.Андерсену «Снежная королева».
По Х.-К.Андерсену «Снежная королева».
По Х.-К.Андерсену «Снежная королева».
По Х.-К.Андерсену «Снежная королева».
Просмотр мультфильма по одноименной
сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
Урок внеклассного чтения. Е.Пермяк «Голубые белки»
С.Смирнов «Первые приметы».
В. Бианки «Март».
По В.Пескову «Весна идет».
М. Пришвин «Жаркий час».
Г.Скребицкий «Весенняя песня».
Г.Скребицкий «Весенняя песня».
В.Жуковский «Жаворонок».
А. Толстой «Детство Никиты».
А. Твардовский «Как после мартовских метелей».
А. Плещеев «А вот шатер свой голубой…»
В Бианки «Апрель».
К. Паустовский «Стальное колечко».
К. Паустовский «Стальное колечко».
К. Паустовский «Стальное колечко».
К. Паустовский «Стальное колечко».
17

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.

117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.

Рассказы о животных

Рассказы, сказки,
стихи для детей

К. Паустовский «Стальное колечко».
Просмотр мультфильма по одноименной
сказке К.Паустовского «Стальное колечко»
Урок внеклассного чтения «Люби живое».
Литературная викторина.
По В.Астафьеву «Злодейка»
По Е.Барониной «Рассказы про зверей»
По Е.Барониной «Рассказы про зверей»
В.Драгунский «Кот в сапогах»
Д.Хармс «Заяц и ёж»
И.Крылов «Зеркало и обезьяна»
По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»
По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»
По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»
По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»
По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»
По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»
Просмотр мультфильма «Рикки-Тикки-Тави»
по мотивам сказки Р.Киплинга «РиккиТикки-Тави»
Урок внеклассного чтения. Стихи о войне
В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…»
В.Бианки «Май»
М.Дудин «Наши песни спеты на войне»
В.Медведев «Звездолет Брунька»
В.Медведев «Звездолет Брунька»
В.Медведев «Звездолет Брунька»
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми
шишками»
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми
шишками»
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми
шишками»
По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Просмотр фильма «Маленький принц» по мотивам сказки
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Н.Рыленков «Нынче ветер…»
Урок внеклассного чтения. Современные детские журналы.
Урок внеклассного чтения. Современные детские журналы.
Вспоминаем прочитанное.
18

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Вспоминаем прочитанное.
Проверка техники чтения.
Тестирование по пройденному материалу.
Обобщающий урок по литературным сказкам
Обобщающий урок по литературным сказкам
Итоговый урок – викторина «По страницам
изученных произведений»

135.
136.
137.
138.
139.
140.

1
1
1
1
1

7 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Раздел
Народное устное
творчество

11
12
13
14
15
16
17
18
19

20

21

22

23

Произведения
русской литературы19 века

Тема урока
Устное народное творчество
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Контроль навыков чтения
Русская народная сказка «Журавль и цапля».
Русская народная сказка «Умный мужик».
Русская народная сказка «Умный мужик».
Внеклассное чтение. Русская народная сказка
«Волшебное кольцо»
Внеклассное чтение. Русская народная сказка
«Волшебное кольцо»
Былина «Три поездки Ильи Муромца».
Былина «Три поездки Ильи Муромца».
Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой».
Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой».
Пословицы, загадки.
Обобщающее повторение
А.С. Пушкин. Статья.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гви19

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Произведения
русской литературы 20 века

доне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»
А.С.Пушкин. «Зимний вечер».
A.C. Пушкин «У Лукоморья».
A.C. Пушкин «У Лукоморья».
М.Ю. Лермонтов. Статья.
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
И.А. Крылов. Статья.
И.А. Крылов «Кукушка и Петух».
И.А. Крылов «Волк и Журавль»
И.А. Крылов «Слон и Моська»
Н.А. Некрасов. Статья.
Н.А. Некрасов «Несжатая полоса».
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».
Внеклассное чтение. ХКК Н.П. Голубева
«Там, где была тайга».
Л.Н. Толстой. Статья.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
1 часть. Жилин попал в плен.
2 часть. Поведение Жилина и Костылина в
плену.
3 часть. Доверие татар к Жилину.
Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег.
Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег.
6 часть. Помощь Дины Жилину.
6 часть. Помощь Дины Жилину.
Итоговый урок. Устное тестирование
Внеклассное чтение. ХКК Н.П. Голубева
«Евгений Дикопольцев»
Внеклассное чтение. ХКК Н.П. Голубева
«Евгений Дикопольцев»
А.П. Чехов. Статья.
А.П. Чехов «Хамелеон».
А.П. Чехов «Хамелеон».
Итоговый урок. Презентация – викторина
В.Г. Короленко. Статья.
В.Г. Короленко «Дети подземелья».
1 часть. «Я и мой отец».
2 часть. «Я приобретаю новое знакомство».
2 часть. «Я приобретаю новое знакомство».
3 часть. «Знакомство продолжается».
4 часть. «Осенью».
5 часть. «Кукла».
5 часть. «Кукла».
20

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

В.Г. Короленко «Дети подземелья». Обобщающий урок.
Внеклассное чтение. ХКК. А.Е. Тихонова
«Кустарник, живущий под чужим именем»
М. Горький. Статья.
М. Горький «Детство». «Детство». Обстановка в доме деда.
История с напёрстком.
М. Горький «Детство». Наказание.
М. Горький «Детство». Отношение к наказанию.
«Детство». Характеристика Алексея.
М. Горький «Детство». Обобщающий урок.
М. Горький «В людях». Жизнь Алеши в доме
чертежника.
«В людях». Попытка учиться.
История с самоваром.
Приём у врача.
«В людях». Характеристика Алексея.
М.Горький Итоговый урок. Рассказ – рисунок.
Внеклассное чтение. ХКК. В. Арсеньев «Лесное предание». Хрестоматия по ДВ лит-ре.
М.В. Исаковский «Детство».
М.В. Исаковский «Ветер»
M.B. Исаковский «Весна».
К.Г. Паустовский «Последний черт».
К.Г. Паустовский «Последний черт».
К.Г. Паустовский «Последний черт».
Внеклассное чтение. Н.Г. Паустовский
«Жильцы старого дома».
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
К.М. Симонов «Сын артиллериста».
К.М. Симонов «Сын артиллериста».
Опасное задание.
Опасное задание.
В.П.Катаев «Сын полка».
В.П.Катаев «Сын полка».
В.П.Катаев «Сын полка».
В.П. Катаев «Флаг».
В.П. Катаев «Флаг».
Внеклассное чтение по рассказам М. Зощенко.
Внеклассное чтение по рассказам М. Зощенко.
Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки
Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки
21

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139

Повторение

Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки
Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке».
Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Имя клеста.
«Капитан Клюквин». Гордый характер.
Гитарные вечера.
Хандра капитана Клюквина.
Характеристика капитана Клюквина.
Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Комизм
в поведении собаки.
Тузик – воришка, гуляка, притвора.
Хозяин курицы.
Тузик – «великий артист».
Ю.И. Коваль «Картофельная собака».
Внеклассное чтение. ХКК. Ю. Таранов «Неслух».
Ю.Я. Яковлев «Багульник».
Ю.Я. Яковлев «Багульник».
Ю.Я. Яковлев «Багульник».
Ф.П. Погодин «Время говорит - пора».
Ф.П. Погодин «Время говорит - пора».
Ф.П. Погодин «Время говорит - пора».
А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».
А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».
А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».
К.Я. Ваншенкин «Мальчишки».
К.Я. Ваншенкин «Снежки».
Итоговый урок по произведениям русской
литературы XX века
Итоговый урок по произведениям русской
литературы XX века
Чтение стихотворений о Великой Отечественной Войне
Чтение стихотворений о Великой Отечественной Войне
Устное сочинение «Смешной случай с моим
домашним питомцем»
Составление отзыва на прочитанную книгу.
Внеклассное чтение. ХКК. В. Сысоев «В новой семье»
Внеклассное чтение. ХКК. В. Сысоев «В новой семье»
Внеклассное чтение. ХКК. В. Сысоев «В новой семье»
Контроль навыков чтения
Итоговый урок – викторина «По страницам
изученных произведений»
Итоговый урок-беседа «Чтение – лучшее
учение!»
Итоговый урок-беседа «Чтение – лучшее
учение!»
22

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Рекомендации для летнего чтения.

140

8 класс
Тема урока

№

1

Колво часов

1

Устное народное творчество.
Вводная беседа о пользе чтения. Статья «Сказки»

1

2

Сказка «Волшебное кольцо». Чтение

1

3

Работа по содержанию сказки «Волшебное кольцо»

1

4

Пословицы и поговорки

1

5

Чтение статьи «Баллады». Баллада В.А.Жуковского «Светлана».

1

6

В.А.Жуковский «Перчатка».

1

7

И.З.Суриков «Нашла коса на камень»

1

8

Чтение статьи «Былины».

1

9

Былина «Добрыня и Змей». Чтение.

1

10

Работа по содержанию былины «Добрыня и Змей».

1

11

Произведения русских писателей XIX века.
Чтение статьи об А.С.Пушкине.

1

12

М.Я.Басина «Публичное испытание».

1

13

И.И.Пущин «Записки о Пушкине».

1

14

Стихотворение «Памятник» (отрывок).

1

15

«Во глубине сибирских руд…»

1

16

«Зимнее утро»

1

17

«И.И.Пущину»

1

18

«19 октября 1827»

1

19

«Няне», «На холмах Грузии…»

1

20

«Сожженное письмо», «Я вас любил…»

1

21

Чтение «Сказки о попе и о работнике его Балде»

1

22

Работа по содержанию «Сказки о попе…»

1

23

Повесть А.С.Пушкина «Метель».

1
23

24

Статья о М.Ю.Лермонтове.

1

25

Отрывок из стихотворения «Смерть поэта».

1

26

«Родина».

1

27

Тема одиночества в стихах «Парус» и «Сосна».

1

28

Отрывки из «Песни про царя Ивана Васильевича…». 1 часть.

1

29

2 часть «Песни про царя Ивана Васильевича…»

1

30

3 часть «Песни про царя Ивана Васильевича…»

1

31

Итоговый урок по «Песни про царя Ивана Васильевича…»

1

32

Отрывки из «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко.

1

33

Статья о И.А.Крылове. Понятие о басне.

1

34

«Волк на псарне».

1

35

«Осёл и соловей».

1

36

«Муха и пчела».

1

37

Статья о Н.А.Некрасове.

1

38

«Размышления у парадного подъезда».

1

39

«В полном разгаре страда деревенская…»

1

40

Отрывок из поэмы «Мороз, красный нос».

1

41

«Русские женщины».

1

42

И.С.Никитин. «Русь».

1

43

«Утро на берегу озера».

1

44

Стихи русских поэтов о зиме.

1

45

И.С.Тургенев. Биография.

1

46

Чтение и анализ1 части повести «Муму».

1

47

Чтение и анализ 2 части повести «Муму».

1

48

Чтение и анализ 3 части повести «Муму».

1

49

Чтение и анализ 4 части повести «Муму».

1

50

Чтение и анализ 5 части повести «Муму».

1

24

51

Чтение и анализ 6 части повести «Муму».

1

52

Чтение и анализ 7 части повести «Муму».

1

53

Чтение и анализ 8 части повести «Муму».

1

54

Изложение по одной из частей рассказа И.С. Тургенева «Муму»

1

55

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

1

56

Чтение и анализ 1 части рассказа «После бала»

1

57

Чтение и анализ 2 части рассказа «После бала»

1

58

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей

1

59.

Произведения русских писателей 1-й половины XX века.
Жизнь и творчество А.П. Чехова

1

60

Рассказ «Лошадиная фамилия»

1

61.

Инсценировка рассказа «Лошадиная фамилия»

1

62

Рассказ «Хирургия»

1

63

Рассказ «Толстый и тонкий»

1

64

Жизнь и творчество В.Г. Короленко

1

65

Чтение и анализ 1 части повести «Слепой музыкант»

1

66

Чтение и анализ 2 части повести «Слепой музыкант»

1

67

Чтение и анализ 3 части повести «Слепой музыкант»

1

68

Чтение и анализ 4 части повести «Слепой музыкант»

1

69

Чтение и анализ 5 части повести «Слепой музыкант»

1

70

Чтение и анализ 6 части повести «Слепой музыкант»

1

71

Чтение и анализ 7 части повести «Слепой музыкант»

1

72

Чтение и анализ 8 части повести «Слепой музыкант»

1

73

Чтение и анализ 9 части повести «Слепой музыкант»

1

74

Чтение и анализ 10 части повести «Слепой музыкант»

1

75

Чтение и анализ 11 части повести «Слепой музыкант»

1

76

Чтение и анализ эпилога повести «Слепой музыкант»

1

77

Отзыв по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

1

25

78

Жизнь и творчество М. Горького

1

79

Чтение и анализ рассказа «Макар Чудра»

1

80

Чтение и анализ рассказа «Макар Чудра»

1

81

Краткий пересказ рассказа «Макар Чудра»

1

82

Жизнь и творчество С.А. Есенина

1

83

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая»

1

84

Стихотворение «Пороша»

1

85

Стихотворение «Отговорила роща золотая»

1

86

Выразительное чтение стихотворений С.А. Есенина

1

87

Жизнь и творчество А.П. Платонова

1

88

Сказка «Разноцветная бабочка»

1

89

Пересказ содержания сказки А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»

1

90

Жизнь и творчество А.Н. Толстого

1

91

Чтение и анализ 1 части рассказа «Русский характер»

1

92

Чтение и анализ 2 части рассказа «Русский характер»

1

93

Чтение и анализ 3 части рассказа «Русский характер»

1

94

Пересказ истории Егора Дремова

1

95

Жизнь и творчество Н.А. Заболоцкого

1

96

Чтение и анализ стихотворения «Некрасивая девчонка»

1

97

Произведения русских писателей 2-й половины XX века.
Жизнь и творчество К.Г. Паустовского

1

98

Чтение и анализ 1 части рассказа «Телеграмма»

1

99

Чтение и анализ 2 части рассказа «Телеграмма»

1

100

Чтение наизусть отрывка из рассказа «Телеграмма»

1

101

Жизнь и творчество Р.И. Фраермана

1

102

Чтение и анализ 1 части повести «Дикая собака Динго или повесть
о первой любви»

1

103

Чтение и анализ 2 части повести «Дикая собака Динго или повесть
о первой любви»

1

26

104

Чтение и анализ 3 части повести «Дикая собака Динго или повесть
о первой любви»

1

105

Чтение и анализ 4 части повести «Дикая собака Динго или повесть
о первой любви»

1

106

Чтение и анализ 5 части повести «Дикая собака Динго или повесть
о первой любви»

1

107

Чтение и анализ 6 части повести «Дикая собака Динго или повесть
о первой любви»

1

108

Чтение и анализ 7 части повести «Дикая собака Динго или повесть
о первой любви»

1

109

Пересказ отрывка из повести «Дикая собака Динго или повесть о
первой любви»

1

110

Жизнь и творчество Л.А. Кассиля

1

111

Чтение и анализ 1 части рассказа «Пекины Бутсы»

1

112

Чтение и анализ 2 части рассказа «Пекины Бутсы»

1

113

Чтение и анализ 3 части рассказа «Пекины Бутсы»

1

114

Жизнь и творчество А.Т. Твардовского

1

115

Поэма «Василий Теркин» - лучшая поэма о войне

1

116

Чтение и анализ главы «Переправа»

1

117

Чтение и анализ главы «Гармонь»

1

118

Чтение и анализ главы «Кто стрелял?»

1

119

Чтение и анализ главы «В наступлении»

1

120

Чтение и анализ главы «Два бойца»

1

121

Чтение наизусть отрывка из главы «Гармонь»

1

122

Жизнь и творчество В.М. Шукшина

1

123

Чтение и анализ 1 части рассказа «Гринька Малюгин»

1

124

Чтение и анализ 2 части рассказа «Гринька Малюгин»

1

125

Чтение и анализ 3 части рассказа «Гринька Малюгин»

1

126

Жизнь и творчество В.П. Астафьева

1

127

Чтение и анализ главы из повести «Последний поклон» «Далекая и

1

27

близкая сказка»
128

Чтение и анализ главы из повести «Последний поклон» «Далекая и
близкая сказка»

1

129

Жизнь и творчество Р.П. Погодина

1

130

Чтение и анализ 1 и 2 частей рассказа «Алфред»

1

131

Чтение и анализ 3 части рассказа «Алфред»

1

132

Чтение и анализ 4 части рассказа «Алфред»

1

133

Чтение и анализ 5 части рассказа «Алфред»

1

134

Жизнь и творчество А.А. Суркова. Чтение и анализ стихотворения
«Родина»

1

135

Итоговый урок – викторина «По страницам изученных произведений»

1

136

Итоговый урок – викторина «По страницам изученных произведений»

1

137

Обобщение изученного материала

1

138

Обобщение изученного материала

1

139

Итоговый урок-беседа «Чтение – лучшее учение!»

1

140

Итоговый урок-беседа «Чтение – лучшее учение!»

1

№
Раздел
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

Устное народное
творчество

9 класс
Тема урока
Устное народное творчество
Русские народные песни
Колыбельная
Русские народные песни
За морем синичка не пышно жила…»
Былины
«На заставе богатырской» (В сокращении)
Былины
«На заставе богатырской» (В сокращении)
Сказки
«Сказка про Василису Премудрую»
Сказки
«Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении
Сказки
28

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1

1

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Из произведений
русской литературы 19 века

«Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении
Сказки
«Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении
«Лиса и Тетерев»
«Лиса и Тетерев»
В.А.Жуковский Поэт, писатель.
В.А.Жуковский
«Три пояса» (В сокращении)
В.А.Жуковский
«Три пояса» (В сокращении)
И.А.Крылов- великий русский баснописец.
И.А.Крылов
«Кот и Повар» (В сокращении)
И.А.Крылов
«Кот и Повар» (В сокращении)
А.С.Пушкин. Слово о писателе
А.С.Пушкин
«Руслан и Людмила» (в сокращении)
А.С.Пушкин
«Руслан и Людмила» (в сокращении)
А.С.Пушкин
«Руслан и Людмила» (в сокращении)
А.С.Пушкин
«Руслан и Людмила» (в сокращении)
А.С.Пушкин
«Руслан и Людмила» (в сокращении)

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24.

Просмотр фильма, снятого по поэме А.С.Пушкина
«Руслан и Людмила»

1

25.

А.С.Пушкин
«Барышня-крестьянка» (в сокращении)
А.С.Пушкин
«Барышня-крестьянка» (в сокращении)
А.С.Пушкин
«Барышня-крестьянка» (в сокращении)
А.С.Пушкин
«Барышня-крестьянка» (в сокращении)

1

Просмотр фильма, снятого по поэме А.С.Пушкина
«Барышня-крестьянка»
Вн.чт. Вспоминаем прочитанное

1

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе
М.Ю.Лермонтов
«Тучи»
М.Ю.Лермонтов
«Баллада»
М.Ю.Лермонтов
29

1
1
1

1
1
1
1
1

«Морская царевна» (В сокращении)
35.
36.

Вн.чт. Вспоминаем прочитанное

37.

Н.В.Гоголь
«Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в
сокращении)
Н.В.Гоголь
«Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в
сокращении)
Н.В.Гоголь
«Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в
сокращении)
Н.В.Гоголь
«Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в
сокращении)

1

Вн.чт. Вспоминаем прочитанное

1
1
1

Н.В.Гоголь. Слово о писателе

38.

39.

40.

41.
42.
43.

Н.А.Некрасов. Слово о писателе
Н.А.Некрасов
«Рыцарь на час» (Отрывки)
Н.А.Некрасов
«Саша» (Отрывок)
Н.А.Некрасов
«Саша» (Отрывок)

44.
45.

Вн.чт. Вспоминаем прочитанное

46.
47.
48.

А.А.Фет. Слово о писателе
А.А.Фет
«На заре ты ее не буди…»
А.А.Фет
«Помню я: старушка няня…»
«Это утро, радость эта…»
А.П.Чехов. Слово о писателе
А.П.Чехов. «Злоумышленник» (В сокращении)
А.П.Чехов. «Злоумышленник» (В сокращении)
А.П.Чехов
«Пересолил»
А.П.Чехов
«Пересолил»

49.

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

Вн.чт. Вспоминаем прочитанное

Из произведений
русской литературы 20 века

М.Горький.
Слово о писателе
М.Горький
«Песня о Соколе» (В сокращении)
М.Горький
«Песня о Соколе» (В сокращении)
В.В.Маяковский. Слово о писателе
30

1
1

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

60.

61.

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.

В.В.Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (В сокращении)
В.В.Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (В сокращении)
М.И.Цветаева. Слово о писателе
М.И.Цветаева
«Красной кистью…»
М.И.Цветаева
«Вчера еще в глаза глядел…»
К.Г.Паустовский. Слово о писателе
К.Г.Паустовский
«Стекольный мастер»
К.Г.Паустовский
«Стекольный мастер»

1

Вн.чт. Вспоминаем прочитанное

1
1

С.А.Есенин

1

1
1
1
1
1
1

. Слово о писателе

70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

1
С.А.Есенин
«Нивы сжаты, рощи голы…»
1
С.А.Есенин
«Нивы сжаты, рощи голы…»
1
С.А.Есенин
«Собаке Качалова»
1
М.А.Шолохов . Слово о писателе
1
М.А.Шолохов «Судьба человека» (Отрывки в
сокращении)
М.А.Шолохов «Судьба человека» (Отрывки в 1
сокращении)
М.А.Шолохов «Судьба человека» (Отрывки в 1
сокращении)
Просмотр фильма по одноименному рассказу
1
1
Е.И.Носов
«Трудный хлеб»
1
Е.И.Носов
«Трудный хлеб»
1
Е.И.Носов
«Трудный хлеб»
1
Р.Р. Е.И.Носов
«Трудный хлеб»
1
Н.М.Рубцов. Слово о писателе
1
Н.М.Рубцов
«Тихая моя родина» (В сокращении)
31

84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

103.

104.

105.

Из произведений
зарубежной литературы

Н.М.Рубцов
«Русский огонек» (В сокращении
Н.М.Рубцов
«Зимняя песня»
Вн.чт. Слушаем песни на слова Н.Рубцова
Ю.И.Коваль. Слово о писателе
Ю.И.Коваль
«Приключения Васи Куролесова» (отрывок)
Ю.И.Коваль
«Приключения Васи Куролесова» (отрывок)
Ю.И.Коваль
«Приключения Васи Куролесова» (отрывок)
Ю.И.Коваль
«Приключения Васи Куролесова» (отрывок)
Ю.И.Коваль
«Приключения Васи Куролесова» (отрывок)

1

Вн.чт. Вспоминаем прочитанное

1
1

Роберт Луис Стивенсон
«Вересковый мед» (В сокращении)
Роберт Луис Стивенсон
«Вересковый мед» (В сокращении)
Роберт Луис Стивенсон
«Вересковый мед» (В сокращении)
Эрнест Сетон-Томпсон. Слово о писателе
Эрнест Сетон-Томпсон «Снап» (Отрывок в сокращении)
Эрнест Сетон-Томпсон «Снап» (Отрывок в сокращении)
Эрнест Сетон-Томпсон «Снап» (Отрывок в сокращении)
Джеральд Даррелл. Слово о писателе
Джеральд Даррелл
«Живописный жираф» (Отрывок в сокращении)
Джеральд Даррелл
«Живописный жираф» (Отрывок в сокращении)
Джеральд Даррелл
«Живописный жираф» (Отрывок в сокращении)
Итоговый урок – викторина «По страницам
изученных произведений»

32

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».