Логопедические занятия НОО ЗПР

Огибенина
Татьяна
Викторовна

Подписано цифровой
подписью: Огибенина
Татьяна Викторовна

Приложение № 3.13 к адаптированной
образовательной программе начального
общего образования для детей с
задержкой психического развития

Рабочая
программа
логопедических
занятий
1-4 класс

1. Планируемые результаты
Личностные результаты
В результате логопедических занятий у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной
деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве
слова;
осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам
из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных
произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие
действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты
- меть ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои
действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или
сверстникам);
- уметь полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций
общения;
- уметь задавать вопросы.
Предметные результаты:
- сформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического
компонентов речевой системы;
- сформированность навыков правильного и грамотного чтения и письма;
- актуализация уже имеющихся речеязыковых знаний, умения их использовать в
устном общении, при восприятии и создании письменного текста.

Обучающиеся должны уметь:
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие
предмет, его признак, действие;
- делить слова на слоги, пользоваться правилами переноса слов;
- различать звуки, имеющие акустико-артикуляционные сходства;
- парные согласные;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами второго ряда и
буквой ь, писать слова с разделительным мягким знаком;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- писать раздельно предлоги со словами;
- правильно записывать предложения:
употреблять прописную букву в
начале предложения, ставить точку, восклицательный тли вопросительный знак в
конце предложения;
- составлять предложения по картинкам и опорным словам;
- составлять и анализировать простые распространенные предложения;
- писать большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
названиях городов, деревень, стран;
- точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного
высказывания;
свободно участвовать в диалоге, самостоятельно и грамотно задавать вопросы и
точно отвечать на заданные вопросы;
- составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по отдельным словам с
соблюдением логической последовательности делить текст на предложения,
предложения (с предлогами) на слова.
2. Содержание логопедических занятий
Содержание работы тесно связано с содержанием школьной программы по
русскому языку и чтению.
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1. фонетическом уровне;
2. лексико - грамматическом уровне;
3. синтаксическом уровне.
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развитияфонематического восприятия,
- совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом
анализе и синтезе.
2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее
обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным
частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков
морфемного анализа и синтеза слов.
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем
овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков
самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания,
отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать
предложения по заданным образцам.
Предложение. Состав предложения Слово. Слово как часть предложения.
Анализ предложения. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет.
Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация
слов, обозначающих
предметы и действия предметов.
Слогообразующая роль гласного. Ударение
Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой анализ и синтез слов.
Изменение значения слова при перестановке слогов в слове. Слог. Деление слов на
слоги. Перенос слов. Составление слов из слогов. Ударение. Место ударения в слове.
Смыслоразличительная роль ударения.
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы
Смыслоразличительная роль мягкого знака в конце слова. Смыслоразличительная
роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Обозначение мягкости
согласных буквой я. Дифференциация а-я. Обозначение мягкости согласных буквой ё.
Дифференциация о-ё. Обозначение мягкости согласных буквой ю. Дифференциация
у-ю. Обозначение мягкости согласных буквой е. Обозначение мягкости согласных
буквой и. Дифференциация ы-и Дифференциация ю-е. Твердые и мягкие согласные
звуки. Закрепление.
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные
Дифференциация [б], [б`]—[п], [п`]. Дифференциация [в], [в`]—[ф], [ф`].
Дифференциация [г], [г`]—[к], [к`].
Дифференциация
[д], [д`]—[т], [т`].
Дифференциация [з], [з`]—[с], [с`]. Дифференциация [ж]—[ш].
Свистящие и шипящие звуки, аффрикаты
Дифференциация [с] - [ш] . Дифференциация [з]-[ж]. Дифференциация [с]-[ц].
Дифференциация [ч]— [ш]. Дифференциация [ч]— [щ]. Дифференциация [ч]-[ц].
Дифференциация [ч]-[ц]. Дифференциация [ч] - [т` ] . Дифференциация [ч] - [т` ] .
Предлоги
Практическое знакомство с предлогами. Предлоги в, на, с (со), из, по, к,
за, изза, над, под, из-под. Закрепление предлогов. Составление предложений из
данных слов с предлогами.
Связная речь
Деление сплошного текста на отдельные предложения. Составление
связного текста из данных предложений. Составление связного текста из
деформированных предложений. Составление связного текста из предложений с
пропущенными предлогами. Составление связного текста из неполных предложений.
Составление связного текста по вопросам. Устное изложение содержания рассказов.
Проверка знаний, умений и навыков зрительный и слуховой диктант.

3. Тематическое планирование
1-4 класс
№

Тема занятия

1

Предложение и слово
Предложение.
Состав предложения

2

3

4

5

6

Виды учебной деятельности

Количест
во часов

Различают предложение и слово.
1
Сопоставляют
интонационное
оформление
предложения
Составляют предложения из набора слов.
Слово. Слово как часть
Определяют значение слов.
предложения
Составляют предложения
из набора
слов, по картинкам.
1
Определяют последовательность и
количество слов в предложениях. Различают
(по значению и вопросам) одушевленные
и неодушевленные имена
существительные.
Анализ
предложения. Составляют предложения
из
1
Главные члены
набора
слов, по картинкам.
предложения
Определяют последовательность и количество
слов в предложениях.
Определяют главных членов предложения.
Согласовывают в числе и роде главные члены
предложения.
Применяют правила
обозначения
границ предложения на письме.
Слова, обозначающие
Распределяют слова по группам.
1
предмет
Сравнивают предметы, выделять
основные признаки.
Выделяют общий признак группы слов.
Группируют предметы с учетом общих
признаков.
Подбирают обобщающие слова.
Составляют предложения, используя данные
слова. Исключают лишний предмет, не
соответствующий общему признаку.
Слова, обозначающие
Знакомятся с признаки слов-действий.
1
действие предмета
Группируют слова по заданному признаку
(отвечают на вопрос что делает?).
Определяют по действиям предмет.
Сравнивают действия,
выделяют
основные признаки.
Слов, обозначающих
Группируют
слова по заданному
признаку
1
предметы
(отвечают на вопрос кто? что? или что
и действия предметов
делает?).
Различают (по значению и вопросам)
словапредметы и слова-действия.
Задают вопросы к словам-предметам и словамдействиям.
Выделяют из ряда слов слова по заданному

признаку.
Составляют предложения,
используя
слова предметы и слова-действия.

Слогообразующая роль гласного. Ударение
7

8

9

Слогообразующая
гласных звуков

роль Анализируют слоговой состав слова.
1
Выделяют гласные из ряда слогов, слов.
Определяют количество слогов в слове с
опорой на гласные звуки.
Слоговой
анализ
и
Определяют количество и последовательность 1
синтез слов
слогов в слове.
Составляют слова из слогов.
Определяют количество слогов в слове с
опорой на гласные звуки.
Воспроизводят ритмический рисунок слова.
Подбирают слова, состоящие из одного, двух,
трех слогов.
Слоговой анализ и синтез.
1
Анализируют слоговой состав слова
Составляют слова из слогов.
Определяют количество и
последовательность слогов в слове.

10

11

Изменение значения слова Наблюдают изменения значения слова при перестановке
1
слогов.
при перестановке слогов в
слове
Слог. Деление слов на слоги Делят слова на слоги.
1
Добавляют пропущенный слог,
анализировать значение слов.

12

Перенос слов.

13

Составление
слогов

14

Ударение.

Выделяют из слов последние слоги, составлять
из них слова.
Составляют слова из слогов, данных в
разбивку.
Сопоставляют различия деления слов на слоги 1
и для переноса.
слов

из

Осуществляют самоконтроль при
1
выполнении заданий, связанных с
использованием правил переноса.
Определяют количество и
последовательность слогов в слове.
Сопоставляют различия деления слов на слоги
и для переноса.
Наблюдают изменение значения слова при
перестановке слогов.
Соотносят слово с его ритмическим рисунком. 1

15

Место
ударения в слове

16

Смыслоразличительная роль Выделяют ударный гласный и ударный слог в 1
ударения
слове. Наблюдают различие между
словами, различающихся местом ударения,
устанавливать различие в значении слов.
Различают на слух твердые и мягкие
1
Смыслоразличительная
согласные
и
обозначать
мягкость
согласных
роль мягкого знака в конце
мягким знаком.
слова.
Обозначение
мягкости Находят слова, в которых буква я обозначает
согласных
буквой
я. мягкость предыдущего согласного.
Дифференциация а-я.
Анализируют пары слов (мал-мял, вол-вёл,

17

18

Выделяют голосом ударный гласный звук в 1
слове. Определяют количество слогов в
слове с опорой на гласный звук.

вылвил),
наблюдать
за изменением
значения этих слов. Находят
слова по
заданному основанию (с гласными Я, Ё, Е,
И, обозначающим мягкость согласного).
Производят звуковой
анализ
по
заданным признакам.
19

20

21

22

Различают твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение
мягкости Находят слова, в которых буква я обозначает
согласных
буквой
ё. мягкость предыдущего согласного.
Находят слова по заданному основанию (с
Дифференциация о-ё.
гласными Я, Ё, Е, И, обозначающим
мягкость согласного).
Производят звуковой анализ по заданным
признакам.
Обозначение
мягкости Находят слова, в которых буква я обозначает
согласных
буквой
ю. мягкость предыдущего согласного.
Находят слова по заданному основанию (с
Дифференциация у-ю.
гласными Я, Ё, Е, И, обозначающим
мягкость согласного).
Производят звуковой анализ по заданным
признакам.
Обозначение
мягкости Осуществляют самоконтроль при определении
согласных буквой
е. функции букв Я, Ё, Е, И, находить слова, в
которых эти буквы не обозначают мягкость
Дифференциация ю-е..
предыдущего согласного.
Обозначение
мягкости Осуществляют самоконтроль при определении
функции букв Я, Ё, Е, И, находить слова, в
согласных буквой и.
которых эти буквы не обозначают мягкость
Дифференциация ы-и.
предыдущего согласного.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы
23

Твердые и мягкие согласные Определяют наличие твердого и мягкого
звуки.
согласного звука.

24

25

Используют различные способы
обозначения мягкости согласных звуков и
закреплять их на письме.
Применяют правила обозначения мягких
согласных на письме.
Сравнивают слоговой состав слов при
выборе способа обозначения мягкости
согласных.
Смыслоразличительная роль Анализируют пары
слов
с
мягким 1
мягкого знака в середине
знаком и без (мел-мель, ел-ель и др.)
слова.
наблюдать за изменением значения этих слов.
Оценивают
правильность выполнения
заданий.
1
Разделительный мягкий знак Характеризуют функции мягкого знака.
Анализируют пары слов с разделительным
мягким знаком и без,
наблюдать за
изменением значения этих слов. Находят в
тексте слово по заданным
характеристикам
(с разделительным
мягким знаком).

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные
26 Дифференциация [б], [б`]— Уточняют и сравнивают артикуляцию
[п], [п`]
характеристику согласных звуков.
27

28

29

30

31

и 1

Соотносят звуки с буквами.
Дифференциация [в], [в`]— Уточняют и сравнивают артикуляцию и
[ф], [ф`]
характеристику согласных звуков.
Соотносят звуки с буквами.
Дифференциация [г], [г`]— Различают согласные звуки устно и на письме.
[к], [к`]
Проводят звуковой анализ слов.
Объясняют различие в звукобуквенном
составе слов.
Дифференциация [д], [д`]— Различают согласные звуки устно и на письме.
[т], [т`]
Проводят звуковой анализ слов.
Объясняют различие в звукобуквенном
составе слов.
Дифференциация [з], [з`]— Анализируют пары слов, наблюдать за
[с], [с`]
изменением значения слов (гол-кол, пруд-прут
и др.)
Дифференциация [ж]—[ш]

1

1

1

1

Определяют место заданного звука в слове.
Анализируют пары слов, наблюдать за 1
изменением значения слов (гол-кол, пруд-прут
и др.) Определяют место заданного звука в
слове.

Свистящие и шипящие звуки, аффрикаты

32

33

Дифференциация [с] - [ш]

Дифференциация [з]-[ж]

Соотносят звуки с буквами. Определяют 1
место заданного звука в слове. Различают
согласные звуки устно и на письме
Уточняют и сравнивать артикуляцию и
характеристику согласных звуков.
Соотносят звуки с буквами. Определяют 1
место заданного звука в слове. Различают
согласные звуки устно и на письме
Уточняют и сравнивать артикуляцию

и

характеристику согласных звуков
34

Дифференциация [с]-[ц]

Соотносят звуки с буквами. Определяют место 1
заданного звука в слове.

35

Дифференциация [ч]— [ш]

Различают согласные звуки устно и на письме. 1
Наблюдают за изменением значения слов
(мышка-миска и д.р.) Объясняют различие в
звукобуквенном составе слов. Используют
правила написания сочетаний ЧА-ЩА, ЧУЩУ, ЧН, ЧК.

36

Дифференциация [ч]— [щ]

Соотносят звуки с буквами.
1
Проводят звуковой анализ слов. Различают
согласные звуки устно и на письме.
Объясняют различие в звукобуквенном
составе слов. Объясняют различие в
звукобуквенном составе слов. Используют
правила написания сочетаний ЧА-ЩА, ЧУЩУ, ЧН, ЧК.

37

Дифференциация [ч]-[ц]

1
Соотносят звуки с буквами.
Проводят звуковой анализ слов. Различают
согласные звуки устно и на письме.
Объясняют различие в звукобуквенном
составе слов.

38

Дифференциация [ч] [т` ]

Анализируют пары слов, наблюдать за 1
изменением
значения слов ( цвет-свет и др.)
Определяют место заданного звука в слове.
Используют правила написания сочетаний ЧАЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН, ЧК.
Уточняют и сравнивают артикуляцию и
характеристику согласных звуков.

39

Дифференциация [ч] - [т]

Различают согласные звуки устно и на письме. 1
Проводят звуковой анализ слов.
Объясняют
различие в звукобуквенном
составе слов.Определяют место заданного
звука в слове.

Предлоги
40

41

Практическое знакомство с
предлогами
Предлоги в, на

Объясняют значение предлогов речи.

1

Используют правила написания предлогов со
словами.
Составляют предложения с предлогами по

1

картинкам, с использованием схем.
42

Предлог с (со)

1
Объясняют значение предлогов речи.
Используют правила написания предлогов со
словами.

43

Предлог из

Составляют предложения с предлогами по

1

картинкам, с использованием схем.
44

Предлог по

Используют их при составлении
словосочетаний, предложений. Используют

1

правила написания предлогов со словами.
45

Предлог к

Составляют предложения с предлогами по

1

картинкам, с использованием схем.
46

Предлог за

Находят и фиксируют предлоги в
предложении и словосочетании. Используют
правила написания предлогов со словами.

47

Предлог из-за

48

Предлоги над, под

Находят и фиксируют предлоги в
1
предложении и словосочетании. Используют
правила написания предлогов со словами.
Используют правила написания предлогов со 1

1

словами.
49

Предлог из-под

Правильно употребляют предлоги в устной
1
речи и на письме. Используют правила
написания предлогов со словами.
50 Составление предложений из Различают предлоги по значению.
1
данных слов с предлогами. Находят и фиксируют предлоги в
предложении. Используют правила написания
предлогов со словами.
Связная речь
51

Деление сплошного текста Выделяют предложения из текста.
на отдельные предложения
Деление сплошного текста Выделяют предложения из текста.
на отдельные
Определяют границы предложения.
предложения

52

1
1

53

Составление связного текста Располагают предложения в правильной
последовательности для получения связного
из данных
рассказа. Озаглавливают текст. Применяют
предложений.
правила написания предложений.

54

Составление связного текста Составляют связный текст из
1
из деформированных
деформированных предложений.
предложений
Располагают
в
правильной
последовательности слова в предложении.

55

Составление связного текста Дополняют предложения подходящими по 1
из предложений с
смыслу предлогами для получения связного
пропущенными предлогами
рассказа.
Грамматически правильно
оформляют предложения.
Устанавливают
связь и последовательность предложений в
тексте.

56

Составление связного текста Дополняют предложения подходящими по 1
из предложений с
смыслу предлогами для получения связного
пропущенными предлогами
рассказа.
Грамматически правильно
оформляют предложения.
Устанавливают
связь и последовательность предложений в
тексте.

57

Составление связного текста Дополняют предложения подходящими по 1
из предложений с
смыслу предлогами для получения связного
пропущенными предлогами
рассказа.
Грамматически правильно
оформляют предложения.
Устанавливают
связь и последовательность предложений в
тексте.

58

1

Озаглавливают текст.
Составление связного текста Дополняют предложения подходящими по 1
из неполных
смыслу словами для получения связного
предложений
рассказа.
Грамматически правильно оформляют
предложения. Устанавливают связь и
последовательность предложений в тексте.
Озаглавливают текст.

59

Составление связного текста Составляют связный текст путем ответа на
1
вопросы.
по вопросам.
Устанавливают связь и последовательность
предложений в тексте. Записывают связный
рассказ. Определяют тему рассказа.

60

Составление связного текста Составляют связный текст путем ответа на
вопросы.
по вопросам.

1

Устанавливают связь и последовательность
предложений в тексте. Записывают связный
рассказ. Определяют тему рассказа.
61

Устное
изложение Составляют связный текст путем ответа на
1
вопросы.
содержания рассказов.
Устанавливают связь и последовательность
предложений в тексте. Записывают связный
рассказ.

62

Устное
изложение Определяют тему рассказа.
содержания рассказов.
Осуществляют пересказ текста после
самостоятельного прочтения, прочтения
учителем. Грамматически правильно
оформляют высказывания

63

Устное
изложение Составляют связный текст путем ответа на
1
вопросы.
содержания рассказов.
Устанавливают связь и последовательность

1

предложений в тексте.
64

65
66

Составление рассказа
данному началу.

по Дополняют рассказ предложениями.
1
Устанавливают последовательность передачи
событий.
Определяют тему, основную мысль текста.
Составление рассказа по его Определяют тему, основную мысль текста.
1
концу.
Редактирование текста.

Находят

лишние

предложения,

1

слова, не соответствующие теме.
67

Редактирование текста.

Редактируют простые

предложения

1

с повторяющимися словами.
68

Слуховой
диктант

и

зрительный Записывают под диктовку слова, предложения, 1
текст.
Осуществляют безошибочное списывание с
образца.
Контролируют правильность и аккуратность
собственных записей

69,
70

Подведение итогов

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».