Огибенина Подписано
цифровой
подписью:
Татьяна
Огибенина Татьяна
Викторовна Викторовна
Приложение № 3.8 к адаптированной
образовательной программе начального
общего образования для детей с
задержкой психического развития
Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
1
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой ре лигии;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо
от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
2
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий определение общей цели
и путей ее достижения; умение договариваться о распре-делении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов
и
явлений
действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
3
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в
российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и
современности, становлении
российской государственности, российской
светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах
человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться
в
истории
возникновения
православной
христианской
религиозной традиции, истории ее формирования в России;
4
– на
примере
православной
религиозной
традиции
понимать
значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов,
российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
– соотносить
нравственные
формы
поведения
с
нормами
православной
христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать
отношения
с
представителями
разных
мировоззрений
и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях
общего образования.
2. Содержание учебного предмета
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет
собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных
модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей)
обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
5
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых
религиозных культур», «Основы светской этики».
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят
православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное
пение,
прикладное
искусство),
православный
календарь.
Праздники.
Христианская семья и ее ценности.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
традицию.
Культура
и
многоконфессионального народа России.
Основы исламской культуры
Россия – наша Родина.
Введение
в
исламскую
духовную
и
религия.
Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое
правило
нравственности.
Любовь
к
ближнему.
Отношение
к
труду.
Долг
и
ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики.
Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское
летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности
ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Основы буддийской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его
учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и ее
ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы.
Буддийские ритуалы.
Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в
буддийской культуре.
6
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Основы иудейской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная
книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и
праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее
устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции
иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский
дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские
праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Основы мировых религиозных культур
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий
мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и
мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в
религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и
отношение к ним разных религий.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из
форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
7
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
3.Тематическое планирование
Тема
Основы
православной
культуры
Содержание
Вводный ИОТ № 4
Россия – наша Родина.
Культура и религия.
Человек и Бог в православии.
Православная молитва.
Библия и Евангелие.
Проповедь Христа.
Христос и Его крест.
Пасха.
Православное учение о человеке.
Совесть и раскаяние.
Заповеди.
Милосердие и сострадание.
Золотое правило этики.
Православный храм.
Икона. Свет иконы.
Творческие работы учащихся. «Праздничный
проект»
Подведение итогов. Проверим себя.
Как христианство пришло на Русь.
Подвиг.
Заповеди блаженств.
Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианства.
Православие в Божьем суде.
Таинство Причастия.
Монастырь.
Отношение христианства к природе.
Христианская семья.
Защита Отечества.
Христианин в труде.
Любовь и уважение к отечеству.
Любовь, Отечество, патриотизм.
Творческие работы учащихся. «Проект»
Подведение итогов. Проверим себя.
Кол-во часов
34 часа
8