Огибенина
Татьяна
Викторовна
Приложение № 3.7 к адаптированной
Подписано
цифровой
подписью:
Огибенина Татьяна
Викторовна
образовательной программе начального
общего образования для детей с
задержкой психического развития
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
1 – 4 класс
1. Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности; - применение правил совместной деятельности,
проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования
культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том
числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне
начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого
мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и
обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей
многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской
идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных
наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению
личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более
понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем
окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с
людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность
его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся
создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить
небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической
и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде.
Предметные результаты
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях,
в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор
мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте
времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать
свою
неразрывную
связь
с
разнообразными
окружающими
социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем
самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,
социума, этноса, страны;
проявлять
уважение
и
готовность
выполнять
совместно
установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
2. Содержание учебного предмета
Окружающий мир
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры
явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания
разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе
и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их
названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители
плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том
числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного
мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга
России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры
тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние
своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение
к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и
культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление
о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению.
Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья
–
самое
близкое
окружение
человека.
Семейные
традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство
семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного
древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов
России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный
коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо
владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и
водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе
железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности
и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и
труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или
стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва
–
столица
России.
Святыни
Москвы
–
святыни
России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург:
достопримечательности
(Зимний
дворец,
памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого
кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область,
край,
республика):
название,
основные
достопримечательности;
музеи,
театры,
спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.
Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории
и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов,
религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными
особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте
(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в
разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
3. Тематическое планирование
1 класс
Тема
Содержание
Кол-во часов
Задавайте
вопросы
Вводный ИОТ № 4
Задавайте вопросы! (урок игра)
1 час
Что и кто?
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России?
2
Урок презентация. Что мы знаем о Москве?
Экскурсия. Проект «Моя малая Родина.
Экскурсия. Что у нас над головой?
Экскурсия. Что у нас под ногами?
Урок викторина. Что общего у разных растений?
Урок игра. Что растёт на подоконнике?
Экскурсия. Что растёт на клумбе?
Что это за листья?
Экскурсия. Что такое хвоинки?
Урок игра. Кто такие насекомые?
Урок викторина. Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Урок презентация. Кто такие звери?
Урок викторина. Что окружает нас дома?
Урок презентация. Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проект «Герои отечества»
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Что и кто?»
Конституция – основной закон государства
Как живёт семья? Проект «Моя семья»
Как, откуда Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
и куда?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Дети блокадного Ленинграда
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта
«Моя семья»
Где и когда? Когда учиться интересно?
О героях былых времён…
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?
Окружающий меня мир
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Крым на карте России
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой
0
ч
12 часов
11 часов
Почему
зачем?
Тема
класс и моя школа»
Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
и Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
22 часа
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
12 апреля- День космонавтики
Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Всемирный день земли
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда?
Итоговая контрольная работа
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать
правила безопасности?
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать
правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта
«Мои домашние питомцы»
2 класс
Содержание
Где мы живем Вводный ИОТ № 4
Человек и
Родная страна
природа
Город и село.
Презентация «Это забыть нельзя»
Природа и рукотворный мир
Проверим и оценим свои достижения
по разделу «Где мы живем?»
Природа
Неживая и живая природа.
Родословная моей семьи
Явления природы.
Тренировочная эвакуация учащихся из школы
Что такое погода?
В гости к осени (экскурсия).
Презентация «Маленькие пешеходы», разбор
проблемных ситуаций на дороге.
Количество
часов
4 ч.
20 ч.
Жизнь города
и села.
Человек и
общество.
В гости к осени (урок).
Звездное небо.
Фотоквест «Памятные места Н. Тагила».
Тематическая выставка «Досуг тагильчан»
Заглянем в кладовые земли. Практическая работа
Рассказ об возникновении праздника в нашей стране.
Просмотр картинок и иллюстраций.
Про воздух.
Профилактическая игра «Опасности вокруг нас»
Про воду.
Какие бывают растения?
Профилактическая игра «Не нарушай!» Просмотр
презентации «Мои права»
Какие бывают животные?
Невидимые нити.
Просмотр презентации «Легенды и традиции города
Н Тагила». Рассказ Н Тагил город трудовой доблести
Дикорастущие и культурные растения.
Экскурсия на ГУГК «Гора Белая»
Дикие и домашние животные.
Посещение школьной библиотеки
Комнатные растения.
Просмотр презентации «День народного единства»
Животные живого уголка.
Про кошек и собак.
Игра –викторина «Мамы России»
Красная книга.
Урок-презентация «Память героям МВД»
Будь природе другом. Проект «Красная книга»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Природа»
Что такое экономика?
Из чего что сделано?
Беседа «Что такое толерантность»
Как построить дом?
Просмотр презентации «Я люблю жизнь»
Какой бывает транспорт?
Игра-викторина «Клуб добрых сердец»
Культура и образование.
Все профессии важны. Проект «Профессия»
С чего начинается родина. Игра- викторина
В гости к зиме (экскурсия).
В гости к зиме (урок).
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Жизнь города и села».
10 ч.
Здоровье и
безопасность
Правила
безопасной
жизни
Общение.
Человек и
общество
Презентация проектов.
Рассказ «Блокада Ленинграда». Акция «Блокадный
хлеб»
Строение тела человека.
Презентация «Уроки мужества» Военнопатриотическая игра «Зарница»
Если хочешь быть здоров.
Берегись автомобиля!
Школа пешехода.
Домашние опасности.
Пожар.
На воде и в лесу.
Опасные незнакомцы.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Здоровье и безопасность».
Наша дружная семья.
Рассказ о героях, которые исполняли служебный долг
за пределами отечества. Просмотр презентации
Проект «Родословная»
«Наши младшие друзья»
В школе.
Правила вежливости.
Ты и твои друзья.
Проект «Основы безопасности жизнедеятельности»
9 ч.
7 ч.
Мы – зрители и пассажиры.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Общение»
Путешествия
Человек и
пророда
Посмотри вокруг.
Ориентирование на местности.
Практическая работа «Ориентирование по компасу».
«Крым на карте России»
Формы земной поверхности.
Водные богатства.
В гости к весне (экскурсия).
В гости к весне (урок).
Россия на карте.
Проект «Города России».
Чтение рассказов о космосе. Просмотр презентации.
Путешествие по Москве. Московский Кремль.
Просмотр презентации.
Итоговая контрольная работа
Город на Неве.
18 ч.
Проект «Всемирный день земли»
Путешествие по планете.
Экскурсия в пожарную часть.
Путешествие по материкам.
Страны мира.
Проект «Этот день победы»
Впереди лето.
Проект «Родословная моей семьи»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Путешествия».
Просмотр презентации по теме.Беседа.
Презентация проектов.
Проект «Флаг РФ»
Тема
Как устроен
мир
Человек и
природа
Эта
удивительная
природа
3 класс
Содержание
Вводный ИОТ № 4 Природа. Разнообразие природы.
Человек. Ступеньки познания.
День солидарности в борьбе с терроризмом
Проект «Богатства, отданные людям».
Безопасность и гражданская защита детей
Общество. Человек как член общества.
Что такое экология.
Природа в опасности! Охрана природы.
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ.
Воздух и его охрана.
Умей себя защитить. Просмотр видеоматериалов
Вода. Вода как вещество. Свойства воды.
Превращение и круговорот воды в природе.
Берегите воду! Использование воды человеком.
Как разрушаются камни!
Н.Тагил на карте страны. Презентация
Что такое почва?
Экскурсия в лес
Разнообразие растений.
Солнце, растения и мы с вами.
День народного единства
Размножение и развитие растений.
Охрана растений.
Разнообразие животных.
Кто что ест?
Проект «Разнообразие природы родного края»
Кол-во часов
(6 часов)
(18 часов)
Ломоносов М.В.- великий русский учёный
Мы и наше
здоровье
Наша
безопасность
Правила
безопасной
жизни
Чему учит
экономика
Человек и
общество
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.
В царстве грибов.
Великий круговорот жизни.
Организм человека.
Органы чувств.
Надёжная защита организма.
День конституции Российской Федерации
Опора тела и движение.
Наше питание.
Проект «Школа кулинаров»
Дыхание и кровообращение.
Умей предупреждать болезни.
Здоровый образ жизни.
Проверим себя и оценим свои достижения по теме:
« Мы и наше здоровье»
Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,
«Разнообразие природы родного края», «Школа
кулинаров».
Огонь, вода и газ.
Чтобы путь был счастливым.
Дорожные знаки.
Дорога жизни. Ладожское озеро на карте.
Проект «Кто нас защищает»
Опасные места.
Природа и наша безопасность.
Экологическая безопасность.
Экологическая викторина
Для чего нужна экономика.
Природные богатства и труд людей – основа
экономики.
Полезные ископаемые.
Растениеводство.
Животноводство.
Опасности- которые нас подстерегают
Какая бывает промышленность.
Проект «Экономика родного края».
Что такое деньги.
Государственный бюджет.
Семейный бюджет.
Крым на карте России
Экономика и экология. 2 часа
(10 часов)
(7 часов)
(12 часов)
Путешествие
по городам и
странам
Золотое кольцо России. 3 часа
Наша земля из космоса
Проект «Музей путешествий».
Наши ближайшие соседи.
Час земли
На севере Европы.
Что такое Бенилюкс?
В центре Европы.
Путешествие по Франции и Великобритании. ( 2 часа)
(15 часов)
Итоговая контрольная работа
На юге Европы.
По знаменитым местам мира.
Государственная символика РФ.
Проверим себя и оценим свои достижения по теме:
« Путешествие по городам и странам»
Презентация проектов «Кто нас защищает»,
«Экономика родного края», «Музей путешествий». 2
часа
4 класс
Тема
Содержание
«Земля и
Вводный ИОТ № 4 Мир глазами астронома
человечество»
Планеты Солнечной системы
Человек и
Звёздное небо – Великая книга Природы.
общество
День окончания второй мировой войны.
Мир глазами географа.
Количество
часов
9 часов
Безопасность вокруг нас.
Мир глазами историка.
Проект «Вместе всей семьёй»
Когда и где?
Мир глазами эколога.
Сокровища Земли под охраной человечества
(2 ч)
Проект «Наши бабушки и дедушки»
«Природа
Равнины и горы России
10 часов
России»
Моря, озёра и реки России.
Проект «Улицы родного города»
Природные зоны России.
День здоровья. Экскурсия гора Белая.
Зона арктических пустынь
Тундра.
Проект. «Осенние приметы»
Леса России.
Нижний Тагил – город трудовой доблести
Лес и человек.
Экскурсия в библиотеку
Зона степей.
Минин и Пожарский в истории России
Пустыни.
Сотрудники полиции
У чёрного моря. Проверим себя и оценим свои
достижения.
«Родной край
– часть
большой
страны»
Наш край.
Поверхность нашего края.
Выдающиеся географические открытия
Поверхность нашего края.
(экскурсия)
Водные богатства нашего края.
Наши подземные богатства.
Земля – кормилица
Экскурсия в лес и на луг.
Жизнь леса.
Жизнь луга.
Жизнь в пресных водах.
День конституции
Экскурсия к водоёму.
Растениеводство в нашем крае.
Животноводство в нашем крае.
Проверим себя и оценим свои достижения по теме :
15 часов
«Родной край- часть большой страны»
Презентация проектов (по выбору).
«Страницы
Всемирной
истории»
Начало истории человечества
Человек и
общество
Средние века: время рыцарей и замков.
5 часов
Мир древности: далёкий и близкий.
Новое время: встреча Европы и Америки.
Новейшее время: история продолжается сегодня.
Проверим себя и оценим свои достижения.
Освобождение Ленинграда от фашистской блокады
«Страницы
истории
России»
Жизнь древних славян.
Во времена Древней Руси.
Страна городов.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Проект «Наши младшие друзья»
Трудные времена на Русской земле.
Научные достижения
Русь расправляет крылья.
Защитники России
Куликовская битва.
Иван Третий.
Мастера печатных дел.
Патриоты России.
Основы безопасности и жизнедеятельности
Пётр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая.
Отечественная война 1812 года.
Крым на карте России
Страницы истории 19 века.
Россия вступает в 20 век.
Страницы истории 1920 – 1930-х годов.
20 часов
Великая война и великая Победа
Страна, открывшая путь в космос.
Ю.А.Гагарин
Проверим себя и оценим свои достижения по теме: «
Страницы истории России»
Память о геноциде
«Современная Основной закон России и права человека.
Россия»
Всемирный день Земли
Мы – граждане России.
Экскурсия в пожарную часть
Славные символы России.
Курить – здоровью вредить
Такие разные праздники.
Праздник Весны и труда
Итоговая контрольная работа
День победы
Путешествие по России.
Родословная моей семьи
Путешествие по России.
Флаг Российской Федерации
Проверим себя и оценим свои достижения по теме:
«Современная Россия»
Презентация проектов (по выбору).
9 часов