Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ №9 п.Уралец 2024-2025 учебный год

Приложение № 7 к ООП НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Нижний Тагил
2024

СОДЕРЖАНИЕ
1

Пояснительная записка ........................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ............................................................................................. 4
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ........................................................ 5
1.2 Направления воспитания …………………………………………………….6
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................. 7
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ .......................................................................16
2.1 Уклад общеобразовательной организации ....................................................16
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности........................19
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ....................................................................25
3.1 Кадровое обеспечение .....................................................................................25
3.2 Нормативно-методическое обеспечение .......................................................26
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями ........................................................................................................27
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.......................................................................28
3.5 Анализ воспитательного процесса ................................................................ 30
Календарный план воспитательной работы НОО Приложение 1
Календарный план воспитательной работы ООО Приложение 2
Календарный план воспитательной работы СОО Приложение 3

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ №9 п. Уралец разработана с
учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р),
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных
образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего
общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования. Рабочая программа воспитания
предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся,
советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и
внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими
участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

организационный. Приложение 1 - календарный план воспитательной работы НОО.
Приложение 2- календарный план воспитательной работы ООО. Приложение 3 –
3

календарный план воспитательной работы СОО .
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие
работники

общеобразовательной

организации,

обучающиеся,

их

родители

(законные представители), представители иных организаций, участвующие в
реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством
Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания
обучающихся в МАОУ СОШ №9 п.Уралец определяется содержанием российских
базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в
Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент
содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности
культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ №9 п.Уралец планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в
сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей

российские

традиционные

духовные

ценности,

обладающей

актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

4

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный

российский

национальный

воспитательный

идеал

—

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее

страны,

укоренённый

в

духовных

и

культурных

традициях

многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в
МАОУ

СОШ №9

самоопределения

и

п.Уралец:

развитие

социализации

на

личности, создание условий для
основе

социокультурных,

духовно-

нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в МАОУ СОШ №9 п.Уралец: усвоение ими
знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало
российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие
личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение,
принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов
освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные
результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают
осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей
самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к
5

целенаправленной

социально

значимой

деятельности,

сформированность

внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ №9 п.Уралец планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов
и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
− гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
− патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности;
− духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;
− эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
6

основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
− физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с
учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
− трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
− экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
− ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя
и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства.

7

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
8

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
9

Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния
на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
10

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда
для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации
в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания

11

Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам
народов, проживающих в родной стране — России.
12

Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей
и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие
антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим
ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с
людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство
собственного быта.
13

Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего
здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для
физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом
труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в
современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
14

Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими
людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
с учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

15

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
МАОУ СОШ №9 п.Уралец - является средней общеобразовательной школой.
Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее
образование,

основное

общее

образование,

среднее

общее

образование.

Численность обучающихся на 1 сентября 2024 года составляет 83 человека.
МАОУ СОШ №9 п.Уралец - это сельская школа, удаленная от культурных и
научных центров, но на территории поселка также работают спортивная школа и
школа искусств.
Социокультурная среда поселка более консервативна и традиционна, чем в
городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине
и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш
школьник воспринимает природу как естественную среду.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается
детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно
раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших,
уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически все педагоги школы
родились в нашем поселке, учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают
личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях,
что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений
между педагогами, школьниками и их родителями.
В

небольшом

коллективе

интенсивнее

идет

процесс

установления

межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в
общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного поиска
стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между
классами, учащимися разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов
самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей,

учитываем

особенности сельской школы.
16

Процесс
на

воспитания

следующих

в

принципах

образовательной
взаимодействия

организации

основывается

педагогических

работников

и обучающихся:
• неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье,
приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной
организации;
• ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических
работников;
• реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых

общностей,

которые

бы

объединяли

обучающихся

и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
• организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
• системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
• стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные

дела,

через

которые

осуществляется

интеграция

воспитательных усилий педагогических работников;
• важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания

других

совместных

дел

педагогических

работников

и

обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
• в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
17

обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
• в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
• педагогические

работники

школы

ориентированы

на

формирование

коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных
детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
• ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов
) функции.
Воспитательная работа с обучающимися реализуется в контексте Программы в
сотрудничестве с постоянными социальными партнерами: Управление образования
Администрации города Нижний Тагил, МАНОУ« Нижнетагильский Дом Учителя»,
Демидовская городская больница центр «Уралец», МБУ ДК «Уралец», УДШИ п.
Уралец, ДЮСШ «Уралочка» п. Уралец, ТКДНиЗП Администрации Ленинского
района, МУ МВД России Нижнетагильское, ОФПС по Свердловской области,
Управление ГО и ЧС, филиал Центральной городской библиотеки п. Уралец,
Колледжи и техникумы г. Нижний Тагил.
В 2019 году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального
проекта «Образование» открылось структурное подразделение на базе МАОУ СОШ
№9 п.Уралец Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка
роста». В школе создан совет обучающихся, первичное отделение РДДМ, отряд
ЮИД, отряд ДЮП, отряд волонтеров.

18

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Урочная деятельность
Реализация школьными педагогами

воспитательного потенциала

урочной деятельности предполагает следующее:
− максимальное

использование

воспитательных

возможностей

содержания учебных

предметов для

формирования у

обучающихся

российских

традиционных

духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
− включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
− включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов,

модулей

тематики

в

соответствии

с

календарным

планом

воспитательной работы;
− выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
− привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
− применение

интерактивных

форм

учебной

работы

—

интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения
и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
19

− побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения

со

сверстниками

общеобразовательной

и

педагогами,

организации,

соответствующие

установление

и

укладу

поддержку

доброжелательной атмосферы;
− организацию

шефства

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными

потребностями,

дающего

обучающимся

социально

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование

и

поддержку

исследовательской

деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях

обеспечения

индивидуальных

потребностей

обучающихся

осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:
− курсы,

занятия

исторического

гражданско-патриотической,

просвещения,

военно-патриотической,

патриотической,
краеведческой,

историко-культурной направленности;
− курсы,

занятия

духовно-нравственной

направленности

по

религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной
культуры народов России, духовно-историческому краеведению;
− курсы,

занятия

познавательной,

научной,

исследовательской,

просветительской направленности;
− курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
− курсы, занятия в области искусств, художественного творчества
разных видов и жанров;
− курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
− курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.

Классное руководство
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель)
организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в
данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Главное

предназначение

классного

руководителя

-

изучение

особенностей развития каждого обучающегося в классе и создание условия
для становления ребенка, как личности, входящего в современный ему мир,
воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь,
на решение задач воспитания и социализации обучающихся предусматривает:
− планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности (согласно плану воспитательной работы
классных руководителей);
− инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
− организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
− сплочение

коллектива

класса

через

игры

и

тренинги

на

командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
− выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,

участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной
организации;
− изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также
(при необходимости) со школьным психологом;
− доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
− индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
− регулярные

консультации

с

учителями-предметниками,

направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания
и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями
и обучающимися;
− проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая
их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
− организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам
семьи в отношениях с учителями, администрацией;

− создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
− привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий
в классе и общеобразовательной организации;
− проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
Основные школьные дела
Это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников. Это комплекс коллективных творческих
дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с
педагогами в единый коллектив.
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные
на преобразование окружающего школу социума:
• Исследовательские и творческие проекты в рамках городской
краеведческой игры «Я – тагильчанин», городской краеведческой игры «Мы
живем на Урале»;
• Творческие и социальные проекты в рамках Российского движения
школьников;
• Патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по
инициативе и при непосредственном участии Школы, с 9 мая 2016 года
шествие жителей п. Уралец с портретами ветеранов Великой Отечественной
войны проходит ежегодно);
• Мероприятия в рамках городского фестиваля творчества «Адрес

детства – мой Нижний Тагил»;
• Профориентационный проект «Билет в будущее»; «Проектория»;
• Экологические акции;
• Благотворительные акции «Дети-детям» (оказание адресной помощи
детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
• Патриотические акции «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана»;
• Областной проект «Будь здоров»;
• Общешкольные родительские и ученические собрания, которые
проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
• Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча
родителей и обучающихся с представителями ТКДН и ЗП Ленинского района,
ПДН);
Проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих:
• Спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу
между командами выпускников школы и старшеклассниками; ежегодная
спортивная игра «Зарница», «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в
командах;
• Досугово-развлекательная

деятельность:

праздники,

концерты,

конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с
участием родителей, бабушек и дедушек;
• Концерты в Доме культуры п. Уралец с вокальными, танцевальными
выступлениями школьников

в День пожилого человека, День защиты

ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.
• Участие во Всероссийских акциях, в том числе «Днях единых
действий» РДДМ посвященных значимым отечественным и международным

событиям.
Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными
датами и в которых участвуют все классы школы;
• День Учителя (поздравление учителей, концертная программа,
подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном
составе учеников и учителей Школы);
• День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют
учебный процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за
порядком в школе и т.п.);
• Праздники,

концерты,

конкурсные

программы

в

Новогодние

праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника
Отечества, День Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний
звонок» и др.;
• Предметные недели (литературы, русского и английского языков;
математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и
географии; начальных классов);
• День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их
защита)
Торжественные

ритуалы

посвящения,

связанные

с

переходом

обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичность обучающихся;
• «Посвящение в первоклассники»;
• «Посвящение в пятиклассники»;
• «Прием в члены РДДМ».
Церемонии

награждения

(по

итогам

года)

обучающихся

и

педагогических работников за активное участие в жизни школы, защиту чести

школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в
развитие школы:
• Еженедельные

общешкольные

линейки

(по

понедельникам)

с

вручением грамот и благодарностей;
• Награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по
итогам учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся.
• Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• Участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых
дел;
• Проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися
общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом
анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
• Вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела
школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,

ведущих,

декораторов,

музыкальных

редакторов,

корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в
освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и
другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
обучающимися,

которые

могли

бы

стать

хорошим

примером

для

обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя
роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
может предусматривает:
− общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации;
− внешкольные
направленности,

тематические

организуемые

мероприятия

педагогами

по

воспитательной
изучаемым

в

общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
− экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,
технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
− литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в
этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
− выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Организация предметно-пространственной среды
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического

комфорта,

поднимает

настроение,

предупреждает

стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы.

Реализация

воспитательного

потенциала

предметно-

пространственной среды предусматривает:
− оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
− организацию

и

проведение

церемоний

поднятия

(спуска)

государственного флага Российской Федерации;
− размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских,

народных,

религиозных

мест

почитания,

портретов

выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
− изготовление,
изображений

размещение,

(символических,

обновление
живописных,

художественных
фотографических,

интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности,
предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов
России;
− организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
− разработку,

оформление,

поддержание,

использование

в

воспитательном процессе «мест гражданского почитанияв помещениях
общеобразовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
− оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
(холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной
форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического,
духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
− разработку и популяризацию символики общеобразовательной
организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и
т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
− подготовку
творческих

работ

и

размещение

обучающихся

регулярно
в

разных

сменяемых

экспозиций

предметных

областях,

демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
− поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений
в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных
зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;
− разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
− создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
− деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
− разработку и оформление пространств проведения значимых

событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
− разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций
и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная

среда

строится

как

максимально

доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе.

Реализация

воспитательного

потенциала

взаимодействия

с

родителями предусматривает:
− создание и деятельность в общеобразовательной организации, в
классах представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в
обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей

родительского

сообщества

в

Управляющем

совете

общеобразовательной организации;
− тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские

собрания

по

вопросам

воспитания,

взаимоотношений

обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
− родительские дни, в которые родители (законные представители)
могут посещать уроки и внеурочные занятия;
− работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;

− проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
− родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной
организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;
− встречи родителей со специалистами: социальными работниками,
врачами,

представителями

Отдела

социально-правовой

поддержки

и

профилактики ГДМ, МУ «Нижнетагильское» МВД Росси, представителями
прокуратуры по вопросам профилактики;
− участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в
случаях, предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом

консилиуме

в

общеобразовательной

организации

в

соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
− привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
− при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их
законными представителями.
Самоуправление
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие,

чувство

собственного

достоинства,

а

школьникам

–

предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовывать свою деятельность, детское самоуправление

иногда и на время может трансформироваться (посредствам введения
функций педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Реализация
воспитательного потенциала ученического самоуправления предусматривает:
− организацию и деятельность органов ученического самоуправления
(совет обучающихся ) избранных обучающимися;
− представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;
− защиту органами ученического самоуправления законных интересов
и прав обучающихся;
− участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в общеобразовательной организации.
Профилактика и безопасность
Основной

целью

формирования

у

обучающихся

здорового

и

безопасного образа жизни, экологической культуры, является формирование
у обучающихся МАОУ СОШ № 9 п. Уралец

ценностного отношения к

собственному здоровью и собственной безопасности, основанного на знании
своих потребностей, особенностей развития, и выработанного в процессе
занятий, индивидуального способа здорового образа жизни.
Деятельность МАОУ СОШ № 9 п. Уралец по формированию у
обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного
образа жизни, формированию личных убеждений, качеств и привычек,
способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни включает
несколько

направлений:

организация

физкультурно-спортивной

и

оздоровительной работы, организация просветительской и методической
работы, профилактическая работа с участниками образовательного процесса,
профилактика экстремизма и терроризма, профилактика инфекционных

заболеваний. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по
профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании,
осуществление систематической работы с обучающимися «группы риска».
Для каждого класса разработан перечень мероприятий и классных часов
представленный в индивидуальных планах воспитательной работы классных
руководителей.
Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды предусматривает:
− организацию деятельности педагогического коллектива по созданию
в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
− проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
− проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
− разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
− вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении
с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические,

антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях;
по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической
и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
− организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
− профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,

альтернативной

девиантному

поведению

—

познания

(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
− предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
− профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной

психолого-педагогической

поддержки

и

сопровождения

(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
− участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана

воспитательной

работы

(дни

открытых

дверей,

государственные,

региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
− участие
отдельных

представителей

уроков,

внеурочных

организаций-партнёров
занятий,

в

внешкольных

проведении
мероприятий

соответствующей тематической направленности;
− проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков,
занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
− проведение

открытых

дискуссионных

площадок

(детских,

педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для
обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной
организации, муниципального образования, региона, страны;
− реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической,

патриотической,

трудовой

и

т. д.

направленности,

ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Профориентация
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное
просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.
Задача

совместной

деятельности

педагогического

работника

и

обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей
будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к
выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную

составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• экскурсии на предприятия поселка Уралец, дающие обучающимся
начальные представления о существующих профессиях и условиях работы
людей, представляющих эти профессии;
• посещение профориентационных выставок, Ярмарки профессий, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах: ГКУ
«Нижнетагильский Центр занятости» для прохождения тестирования, День
открытых дверей в филиал РГППУ в Нижнем Тагиле, УРГУ, ГАПОУСО
«НТГПК им. Н. А. Демидова», «Нижнетагильский горно- металлургический
колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых», Нижнетагильский торговоэкономический колледж, Нижнетагильский филиал ГБПОУ «Свердловский
областной медицинский колледж»;
• совместное с педагогическими работниками изучение интернет
ресурсов,

посвященных

выбору

профессий,

прохождение

профориентационного онлайн-тестирования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов
«Проектория», «Билет в будущее»;
• индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их
родителей

(законных

способностей,

представителей)

дарований

и

иных

по

вопросам

склонностей,

индивидуальных

особенностей

обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии;
• онлайн уроки по финансовой грамотности;
• предметные недели

• освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включённых в обязательную часть образовательной программы, в
рамках

компонента

участников

образовательных

отношений,

внеурочной деятельности, дополнительного образования.
Школьный спортивный клуб
Модуль включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и
нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и
психического здоровья учащихся всех возрастов. Модуль включает комплекс
мероприятий

по

формированию

культуры

здоровья

обучающихся,

способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
развитию интереса к физической культуре и спорту, пропаганде здорового
подвижного

образа

жизни

и

пропаганду

физкультурно-спортивного

комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Модуль призван сформировать представления:
• о факторах, оказывающих влияние на здоровье;
• о правильном (здоровом) питании и его режиме, полезных продуктах;
• рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
• двигательной активности;
• причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других
психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
• представлений о собственном теле, возможностях и ограничениях его
физических функций, возможностях компенсации;
• умения следить за своим физическим состоянием;
• осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и
укреплять здоровье;

• формирование системы привычек по физической тренировке тела;
• развитие системы профилактических умений по охране здоровья;
• воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Ключевые

мероприятия:

уроки

физической

культуры,

работа

школьного спортивного клуба «СТАРТ», школьная спартакиада «Осенний
марафон» (праздничное открытие, спортивный праздник, старт спортивных
мероприятий в учебном году); уроки спорта, спортивные соревнования,
классные часы по «ЗОЖ», сдача нормативов ФСК «ГТО», участие в городских
соревнованиях, работа сети спортивных кружков и секций в школе в рамках
внеурочной деятельности, а товарищеские спортивные встречи.
Школьные медиа
Цель школьных медиа

– развитие коммуникативной культуры

школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных
медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
•

школьный сайт и страница школы в социальной сети Вконтакте, в

рубриках которых имеется информация о событиях из жизни школы, полезные
материалы для выпускников и их родителей, информационные материалы по
профилактике правонарушений, пожарной и дорожной безопасности.
•

разновозрастный

редакционный

совет

старшеклассников

занимающийся в ПДО в центре образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка Роста» в кружке «Основы журналистики», целью которого
является освещение через школьную газету «Калейдоскоп» наиболее
интересных

моментов

жизни

школы,

популяризация

общешкольных

ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов
ученического самоуправления; размещение созданных детьми рассказов,
стихов, сказок, репортажей.

Добровольческая деятельность
В МАОУ СОШ №9 п.Уралец создан волонтерский отряд «Мы вместе».
Реализация воспитательного потенциала добровольческой деятельности в
МАОУ СОШ №9 п.Уралец предусматривает:
•

участие

школьников,

интересующихся

добровольческой

деятельностью во Всероссийском конкурсе РДДМ «Добро не уходит на
каникулы» и других волонтерских проектах;
•

участие

школьников

в

организации

культурных,

спортивных,

развлекательных мероприятий разного уровня от лица школы ;
•

посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям

поселка

Уралец–

ветеранам

педагогического

труда

образовательной

организации, поздравление с праздниками;
•

привлечение школьников к совместной работе с учреждениями

социальной сферы
развлекательных

– в проведении культурно-просветительских и
мероприятий,

мероприятий

по

безопасности

жизнедеятельности, в помощи по благоустройству территории данных
учреждений (строительство горки ит.п.);
•

участие школьников в благотворительных экологических акциях по

сбору макулатуры, ТБО (пластиковых крышек и др.);
•

участие школьников в организации праздников, торжественных

мероприятий, встреч с гостями школы;
•

участие школьников в работе с младшими ребятами – оказание

шефской помощи: проведение для них праздников, тематических вечеров;
•

участие школьников к работе на прилегающей к школе территории

(работа на пришкольном участке, благоустройство клумб, уход за деревьями
и кустарниками).

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Характеристика педагогических кадров
Показатели

Показатели ОУ
Кол-во

%

Всего учителей

16

100%

Учителя с высшим образованием

12

75%

Учителя, прошедшие курсы повышения квалификации 16

100%

за последние 5 лет
Учителя,

аттестованные

на

16

100%

Высшая категория

1

6%

Первая категория

15

94%

квалификационные на квалификационные
категории ( всего) в том числе

В школе стабильный педагогический состав. Основную часть
коллектива
обладающие

составляют

опытные

профессиональным

учителя

с

мастерством.

большим

стажем,

Учителя

школы

постоянно повышают квалификацию. За последние пять лет курсы
повышения квалификации прошли 100% педагогов. В школе создано
методическое объединение классных руководителей, которое помогает
учителям школы разобраться в нормативно-правовой базе в потоке
информации, обеспечивающей успешный

воспитательный процесс.

Психолого- педагогическим сопровождением обучающихся, в том числе
и с ОВЗ, занимаются следующие специалисты; педагог- психолог, и
педагог-логопед. В школе 10 классов-комплектов , в которых работают

10 классных руководителей.
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по
вопросам воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в
реализации рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке
кадров:
• сопровождение

молодых

педагогических

работников,

вновь

поступивших на работу педагогических работников ( работа школы
наставничества);
• индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам ( в
том числе и по вопросам классного руководства);
• контроль оформления учебно-педагогической документации;
• проведение

конференций,

педагогическим

и

«круглых

другим

столов»,

проблемам

семинаров

по

духовно-нравственного

воспитания и просвещения обучающихся;
• участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по
вопросам воспитания;
• в работе городских методических объединений представление опыта
работы школы.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Школьные нормативно-правовые акты по вопросам воспитательной
деятельности::
• Положение о школьной службе медиации;
• Положение о Совете обучающихся;
• Положение о Совете родителей;
• Положение о внеурочной деятельности;
• Положение о школьном спортивном клубе;
• Положение о волонтерском движении;
• Положение о совете по профилактике правонарушений;

• Положение о правилах поведения обучающихся;
• Положение о работе с одаренными детьми;
• Положение о методическом объединении классных руководителей;
• Положение о наставничестве;
• Положение

о

деятельности

психолого-медико-педагогического

консилиума МАОУ СОШ №9 п.Уралец;
• Положение об организации и порядке ведения учета обучающихся и
семей, находящихся в социально-опасном положении.
• Положение по использованию и включению в процесс обучения и
воспитания государственных символов РФ
• Положение о первичном отделении РДДМ
Сайт, на котором будут отражены реальные результаты программы
воспитания https://9uralec.uralschool.ru
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
Особыми

задачами

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями являются:
− налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
− формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
− построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
− обеспечение
обучающихся,

психолого-педагогической

содействие

повышению

уровня

психологической, медико-социальной компетентности.

поддержки
их

семей

педагогической,

При

организации

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и
поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
− публичности,

открытости

поощрений

(информирование

всех

обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
− соответствия
общеобразовательной

артефактов
организации,

и

процедур
качеству

символике общеобразовательной организации;

награждения

укладу

воспитывающей

среды,

− прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
− регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
− сочетания

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать

межличностные

противоречия

между

обучающимися,

получившими и не получившими награды);
− привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом
наличия

ученического

самоуправления),

сторонних

организаций,

их

статусных представителей;
− дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы

поощрения

проявлений

активной

жизненной

позиции

обучающихся и социальной успешности в МАОУ СОШ №9 п. Уралец:
− похвальный лист «За отличные успехи в учении»;
− похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных
предметов»;
− похвальная грамота «Лучший класс года»;
− награждение

благодарностями

за

активное

участие

в

акциях,

волонтерском движении, акциях РДДМ и т.д.;
− награждение грамотами за победу и призовые места в конкурсах;

− награждение родителей (законных представителей) обучающихся
благодарственными письмами за хорошее воспитание детей и
оказанную поддержку в проведении школьных дел.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Обучающиеся школы ведут портфолио, оно включает артефакты
признания личностных достижений, достижений в группе, участия в
деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото
изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.).
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным

методом

общеобразовательной
воспитательной

анализа

организации

работы

с

целью

воспитательного
является
выявления

процесса

ежегодный
основных

в

самоанализ
проблем

и

последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
− взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
− приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких
как

сохранение

уклада

общеобразовательной

организации,

качество

воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
− развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
− распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это
результат

как

организованного

социального

воспитания,

в

котором

общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса :
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом) с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей или педагогическом
совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить
за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось
и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.

2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом), классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о
состоянии

организуемой

совместной

деятельности

обучающихся

и

педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с
обучающимися

и

их

родителями

(законными

представителями),

педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на
вопросах, связанных с качеством:
− реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
− организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
− деятельности классных руководителей и их классов;
− проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
− внешкольных мероприятий;
− создания и поддержки предметно-пространственной среды;
− взаимодействия с родительским сообществом;
− деятельности ученического самоуправления;
− деятельности по профилактике и безопасности;
− реализации потенциала социального партнёрства;
− деятельности по профориентации обучающихся.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.

Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным
коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».